Не любовь к реконам остальных игровых классов сложно описать словами. Наверно нет ничего приятнее в Battlefield, чем убить с ножа вражеского разведчика. И ничто так не злит, как смерть от ножа разведчика соперника.
Для многих рекон, это в первую очередь снайпер, который дрочит в кустах и иногда спотит противников. Данный подход сильно преуменьшает достоинства этого класса. Есть множество стилей для игры за него, не только снайпером. Но чтобы лучше их понять, сперва стоит описать основные особенности класса – его гаджеты.
Сразу оговорюсь, что описываю только свой игровой опыт, так что возможны какие-то пробелы.
ГАДЖЕТЫ
Рация (или антена, хрен знает)
Там, где вы установите рацию, вы сможете впоследствии возрождаться, также как и все члены вашего отряда. Если решите активно ей пользоваться, старайтесь попасть в наиболее многочисленный отряд, это может дать заметное преимущество вашей команде, особенно если получится установить в тыл противника.
Есть два способа использовать рацию: на открытом и закрытом пространстве.
Если установить рацию под крышей, то тогда вы будете возрождаться прямо на ней. Это особенно хорошо, когда надо незаметно атаковать противника с неожиданного направления. Лучше всего устанавливать в темных и незаметных местах, в помещениях, где-нибудь рядом с кучей мусора, тогда вероятность что ее заметят и уничтожат значительно меньше.
Как правило, не стоит занимать позицию возле вашей (или союзника) рации. Своей стрельбой вы можете привлечь внимание соперника, и тогда вместе с вами уничтожат и ваш телепорт. Так же рацию могут вычислить по звуку (характерный писк и треск), но многие его не замечают или игнорируют (ведь это может быть звук рации союзника). Но все же лучше ее устанавливать вдали от маршрутов противника.
Помню на карте «Остров Харк» мне удалось пробраться на точку соперника и залезть на второй этаж (комната с красным освещением). Я поставил рацию рядом с какой-то кипой бумаг (или вроде того) в темном углу. Когда соперники увидели, что их цель вдруг покраснела и ломанулись ее штурмовать, удалось подстрелить троих (спасибо радару), прежде чем меня уложили, но рацию так и не заметили. Обычно все носятся и вертятся, в поисках врага, поэтому редко обращают внимание на предметы, попавшие в область бокового зрения. Когда же соперник вернул точку и побежал дальше, я просто снова на ней возродился и опять ее отбил (итого 800 очков за захват, не считая убийств, если гонитесь за статистикой).
Поставьте рацию на открытой местности и возрождение произойдет в виде прыжка с парашютом. Здесь есть свои плюсы и минусы. Из минусов – когда вы плавно спускаетесь на парашюте вниз, ваша задница видна почти с любой точки карты (к счастью многие игроки редко поднимают голову, а очень зря). Если кто-нибудь рядом вас засечет, то скорее всего присрелят.
Но зато с помощью высадки можно залезать на возвышенности, куда пешком забраться невозможно.
Если решите прыгать, не ставьте рацию рядом с тем местом, куда хотите попасть. Снижение на парашюте происходит не перпендикулярно вниз, а под некоторым углом, поэтому из-за смещения вы можете пролететь мимо цели.
Когда вы пользуетесь своей рацей для возрождения будучи реконом, она автоматически исчезает (одновременно в игре не может быть более одной еденицы любого из ваших гаджетов). Поэтому не забывайте ставить ей замену. Сменив класс, вы можете появляться на своей рации сколько угодно, пока ее не снесут. Я часто так делал: сперва пробирался в тыл противника, ставил телепорт, а затем пользовался им, играя за другой класс – редко кто будет искать телепорт, если заметит у себя в тылу штурмовика или инженера. У них ведь нет этого гаджета.
Радар (датчик)
Отличная вещь для атакующего рекона. Никогда с ним не расставайтесь без веской причины, если перемещаетесь, забирайте с собой. В установленном виде радар сканирует местность вокруг и отмечает на карте все подвижные цели. Когда кто-то попадает в радиус его действия, издается повышенный сигнал. Очень удобно использовать при захвате целей и как сигнализацию на подступах к лежащему снайперу. Но если противники перемещаются на корточках, лежа, либо неподвижны, то радар их не засечет. Так что не полагайтесь на него на все сто процентов.
И конечно учитывайте, что такие же есть и у противника, так что не стоит сломя голову бежать к снайперу, в погоне за жетоном. Вас могут неожиданно встретить свинцом.
SOFLAM
Тоже полезная вещь, но ее эффективность сильно зависит от сыгранности с командой. Позволяет помечать цели, для ракет союзника, будь то ракеты инженера, или воздушной техники. Но если никто не будет реагировать на ваши пометки, эффект будет, разве что, психологический (иногда это тоже важно).
Учтите, что когда вы помечаете цель, ваш SOFLAM становится заметным для врагов, если они посмотрят в его направлении (будет виден блик, как от лазерного прицела). Учитывайте это при выборе позиции.
Так же SOFLAM хорошо подходит для безопасного наблюдения и спота противников.
Управляется SOFLAM дистанционно, поэтому находится рядом с ним не обязательно и даже не желательно. Когда его заметят, к нему обязательно побежит юнит противника, чтобы сломать адову штуку и покрошить в капусту снайпера возле нее. Таким образом, дополнительное применение – это приманка (подсветите кому-нибудь в лицо и к вам сразу прибегут, если рядом есть пулеметчик - то можно заминировать подходы). Выбирайте свое расположение так, можно было хорошо простреливать область расположения гаджета. Соперник сильно огорчится, если словит пулю до того, как уничтожит ваш SOFLAM.
MAV (БПЛА, беспилотник)
Вещь бесценная. Но судя по тому, как редко используется, многие сильно недооценивают это устройство. А когда видят беспилотник противника, уделяют ему не достаточно внимания. А очень зря. Пока такая штука летает у вас над головой, вся ваша команда как на ладони у противника. Если вы достаточно играли за штурмовика и инженера, то знаете, насколько удобнее воевать, когда противник помечен.
Еще MAV может уничтожать рации и беспилотники противника (похоже какой-то магнитный импульс). Для этого просто наводите прицел на цель, и когда метка перестанет мигать – стреляйте. Боезапас неограничен. Читал, что можно так же атаковать воздушную и наземную бронетехнику, но у меня на них наводка не срабатывает.
Если изловчиться, то можно даже убивать пехоту. Для этого нужно разогнаться и протаранить врага. Лучше всего атаковать, когда противники сбиваются в кучу. Помню, двоих снес таким способом.
Сочетание MAV с минометчиком и хорошей поддержкой с воздуха – крайне смертельно.
Особенно он полезен на таких картах, как «Тегеранское шоссе» и «Граница Каспия».
Разумеется, многое зависит от того, насколько умело вы используете гаджет. Управляя беспилотником, лучше всего находиться позади противника или над ним, так меньше шансов быть замеченным. Подстрелить его очень тяжело, так что если кто-то откроет по вам огонь, просто чуть маневрируйте и поднимайтесь выше. Гораздо хуже, когда на вас наводят цель. Как правило, увернуться невозможно. Но все же кое-какая контрмера на этот случай тоже есть. Едва заслышав сигнал тревоги, сразу выпрыгивайте из беспилотника (жмите кнопку действия, «Е» по умолчанию). Подождите несколько секунд, пока ваш БПЛА опустится пониже (его иконка отображается в интерфейсе, так же как и все иконки союзников), затем снова подключайтесь к управлению. Как правило, это спасает. Подобный трюк не пройдет, если вы находитесь рядом с боеприпасами (которыми кидаются пулеметчики), подключиться обратно не получится, т.к. у вас появится новый БПЛА, и вы сможете управлять только им.
Старайтесь подсвечивать в первую очередь там, где ваши войска ведут борьбу за цели. Нет смысла спотить противника, если некому его атаковать. Так же мало проку, когда у противника сильный численный перевес, положение вы не спасете. Лучше всего помогать слаженным группам, они эффективнее всего воспользуются полученной информацией. И помогайте танкам убивать инженеров, бегающих вокруг него, иначе его быстро расстреляют.
Если зайдя на карту, вы увидите хотя бы 2 союзных беспилотника, то не надо запускать третий. Гораздо больше пользы вы принесете, зайдя пулеметчиком и снабжая припасами реконов с MAV, тем самым обеспечив бесперебойный спот противника. К сожалению, многие вообще не замечают, когда их просишь дать припасов. Только бегают сломя голову и подыхают без пользы.
СТИЛИ ИГРЫ
У рекона, пожалуй, самый большой диапазон тактических возможностей в игре. Едва ли я смогу описать все возможные тактики игры за этот класс. Так что если есть что добавить по любому из пунктов – не стесняйтесь, страна будет вам признательна.
Итак.
Наблюдатель
Т.е. активное использование БПЛА. Основные возможности я обрисовал в описании гаджета. Здесь добавлю лишь, что для прокачки рекона это не самый эффективный стиль. Очков за спот дают не много.
Зато для получения званий самое то. Две-три тысячи очков за стандартный раунд (250-300 тикетов) не проблема. Большую часть из них вы получите уже после завершения, в виде нашивок «эффективное наблюдение» - по 200 за каждую (вполне реально получить 5-6 или больше за раунд). После нескольких таких партий дадут нашивку «виртуоз БПЛА» и дохренище очков за нее.
Если же вы хотите побыстрее прокачать рекона, чтобы открыть все гаджеты и оружие, то вам может подойти следующий стиль.
Штурмовой рекон
Лучше всего играется на карте «Восточный базар», крупный вариант (чтобы по больше мяса). Вооружаетесь дробовиком или автоматом (например UMP), берете с собой радар и в бой. На картах вроде «Метро» и «Базар» есть узкие места, где обычно противники сталкиваются лбами. И, как правило, первый, кто догадывается зайти с другого бока, получает преимущество. Так что заходите в тыл, ставьте телепорт, а затем снова и снова и снова в буквальном смысле надирайте зад своему противнику. Дробовик очень хорошо набивает фраги в узких улочках.
Атакующий снайпер
Я назвал это так, хотя в принципе никто не запрещает играть подобным образом и без снайперской винтовки. Подразумевается, что большинство реконов бегает с начальными винтовками (СВД или MOD), которые не очень хорошо годятся для дальнего боя, вблизи тоже не лучший выбор, но не плохо себя показывают на средних дистанциях (рукоятка и сошки в помощь). Можно повесить 4-х кратный прицел, чтобы не бликовал, и глушитель - чтобы не вычислили по звуку (без глушителя при каждом выстреле вас видно на мини-карте).
Чаще всего мы видим следующую картину: точка противника, никого нет, в нескольких метрах от нее из кустов торчит ствол винтовки. И тишина.
Видимо считается, что снайпер годится в первую очередь для прикрытия и отстрела врагов, а захват флагов не его дело. Но это не всегда так. На самом деле рекон очень хорошо подходит в том числе и для захвата целей.
Как правило, ближайшие к стартовой базе точки не охраняются и являются отличными мишенями. Захватив их, игроки обычно убегают вперед, захватывать следующие цели. Проберитесь туда незамеченным, поставьте рацию (по возможности) и захватите цель. Используйте радар, чтобы избегать столкновений с противником. Если кого-то заметите, то иной раз лучше не привлекать внимания и позволить ему бежать дальше. Достаточно просто заспотить, чтобы предупредить своих.
Захватив локацию, можно сныкаться в темном углу с радаром и поджидать, когда противник придет ее отбивать. Или можно пройти чуть дальше, и изучать в прицел точку со стороны базы соперника (там вас меньше будут ждать). В этом случае ваше присутствие не смогут засечь во время захвата базы (когда на базе поровну игроков от каждой команды, никто из них не сможет ее захватить, и каждый будет знать, что рядом есть противник). Отбив точку, соперники опять убегут, и вы сможете снова ее захватить. После этого вас, скорее всего, уже начнут искать, так что прячьтесь лучше.
А так же принимайте участие в групповых захватах целей, ваш радар заметно облегчает зачистку базы.
Дистанционный снайпер
Встречал на форумах много криков, что снайперов как класс угробили нахрен. Стрелять невозможно, да еще и дальняя оптика теперь бликует. Но все не так плохо, как может сперва показаться. Вообще Battlefield стал на много более кемперской игрой. Большие карты, выбор камуфляжа. Кусты и скалы предоставляют хорошее укрытие, и найти врага не так просто. Не удивительно, что увеличилось и число способов обнаружения врага.
Но не думайте что теперь, надев баллистическую оптику, вы превращаетесь в ходячую мишень. Вы не становитесь похожим на фонарик с ногами и чтобы вас заметили должно совпасть 3 условия:
1. Вы целитесь в противника
2. Противник смотрит в вашу сторону
3. Его внимание ничто не отвлекает
Если там, куда вы смотрели никого нет, то, скорее всего, вас никто не заметил. К тому же заметить блик не достаточно, чтобы точно понять, где сидит рекон. Если вы к нему побежите, успеете сто раз упустить из виду его местоположение. И далеко не всегда есть возможность бросить все и бежать убивать снайпера. Чаще проще зайти за укрытие, либо сменить позицию.
Но все же не стоит лишний раз светить о своем положении. Когда вы не смотрите в прицел, лучше переключиться на пистолет. Точно не уверен, но если в таком положении линзы тоже бликуют (это было бы логичным), вас могут случайно спалить.
Насчет неудобства и большей сложности стрельбы – это не правда. К стрельбе привыкаешь. Мне по началу казалось, что играть вообще невозможно, а сейчас я уже не вижу особой разницы между стрельбой из снайперки в BF3 и BC2.
Возможно, не все еще знают, что при использовании снайперских винтовок можно задерживать дыхание, чтобы на время стабилизировать прицел. На средних дистанциях это не очень нужно, только время потеряете. А вот при стрельбе вдаль без этого сложно обойтись. Либо нужно использовать сошки.
На дальних дистанциях метко стрелять получается не у всех. Требуется время, чтобы этому научиться. Но, тем не менее, снайпер это не только уничтожение пехоты врага. Даже не попадая, он может приносить пользу. Одна из его функций – это деморализация противника и помощь союзникам. Когда рядом просвистит снайперская пуля, мало кто начнет глядеть по сторонам. Большинство со всех ног ломанется к ближайшему укрытию.
Увидев мирно пасущуюся группу врагов, не спешите их атаковать. Вы лишь раскроете себя и не факт, что кого-то подстрелите. Лучше их просто пометить. А вот если они вступят в бой, тогда начинайте обстрел. Даже если никого не убьете, обязательно вызовете панику в рядах противника, заставите их суетиться и покинуть укрытие, чем облегчите работу для своих.
Большое значение играет выбор позиции. Не ленитесь совершать крюк по карте, чтобы занять лучшую позиции. И не забывайте использовать рацию, чтобы в будущем не тратить время на затяжные походы. И главное – бойтесь неба. Пехота вряд ли вас заметит, когда вы пересекаете местность вдали от основных боевых действий. Зато вражеский БПЛА или вертушка вполне могут вас увидеть. Поэтому заметив движение в небе, старайтесь не двигаться, тогда вас сложно будет обнаружить.
И помните: рекон – это в первую очередь разведка, а не кемперство. Информация на поле боя может иметь решающее значение. Даже более слабый боец будет иметь больше шансов в схватке с более опытным противником, имея лучшие позиции и будучи осведомленным. Был, правда, случай, когда сразу 3 моих сопартийца не смогли справиться с одним соперником, при том, что они его видели, а он полагался только на свои навыки. Но это, скорее, исключение из правил. Бывает, что и вертолеты сами падают. В большинстве случаев случается наоборот: не большая группа союзников уничтожает превосходящую группу противников просто потому, что знает, как лучше их обойти (многих просто вырезают ножами). И не забывайте смотреть на карту, когда заспотили кого-то рядом с вами, на ней можно увидеть в каком направлении смотрит боец.
В общем, играйте по умному и побеждайте!
Винтовка, кусты, скалы… | 15.4% |
| ||
Наблюдатель с БПЛА | 1.5% |
| ||
Штурмовой рекон (уничтожаю в ближнем бою) | 10.8% |
| ||
Атакующий снайпер (захватываю флаги) | 8.2% |
| ||
Дистанционный снайпер | 12.8% |
| ||
Свой стиль | 8.7% |
| ||
Использую все стили | 17.9% |
| ||
Не играю за этого презреного шакала! | 24.6% |
|