Просмотр этого фильма принес мне очень много приятных минут, но также немного непонимания и неудовольствия.
Этот фильм – прекрасная экранизация книги, один из лучших научно-фантастических фильмов 2013 года, что стоит посмотреть, но его сюжет отличен от сюжета романа. После его просмотра, стало понятно, что отличия фильма от книги можно отнести как к его недостаткам, так и к достоинствам.
Сценаристы фильма, которым помогал сам автор книги – Орсон С. Кард, старательно, почти полностью последовали сюжету первоисточника – книге. Но это уже не то произведение, но возможно, что это был правильный подход к экранизации.
Фильм начинает другой сценой, чем в книге, воздушным боем с пришельцами, что объясняется изменением его настроения и философии.
Фильм включил в себя почти все события и всех персонажей первого романа об Эндере Виггинсе - "Игра Эндера", но книжная история в фильме была рассказана не до конца.
Акценты в фильме смещены в сторону убыстрения темпа повествования, сокращения числа персонажей, размышлений, и внешней броскости. Но именно это ускорение темпа, сжатость сюжета, и связанное с этим неполное раскрытие духа, замысла романа может вызвать неудовольствие, у тех, кто прочитал книгу. Вырезка, казалось бы, ненужных элементов, немного смещения понимания происходящего в сторону, и психологическая атмосфера и настроение, присущие книге, потеряны.
Комикс по книге
Фильм похож на
Вышло пять выпусков этого комикса, нашими энтузиастами были переведены, кажется, все выпуски.
Обложка комикса
Фильм избавился от некоторых недостатков книги.
Во-первых, это некая политизированность сюжета книги, описание мировых политических интриг, и, скажем так, узколобость самого автора, Орсона Скотта Карда. А если говорить прямо, то это его русофобия – ксенофобия среднего американского провинциального обывателя времен холодной войны, пренебрежительное отношение к другим нациям, к русским, французам и испанцам ит.д., короче, ко всем, кроме американской. Надеюсь, что бывшая.
Чего в фильме, слава богу, нет.
Во-вторых, не совсем правдоподобное понимание психологии детей.
В книге шестилетний Эндер уже тонкий знаток человеческих душ и почти Макиавелли, в двенадцать, он уже военный супергений. Возможно, что это влияние брата и сестры, которые тоже были довольно гениальными детишками в плане управления массами. Но все же чтобы ребенку психологически развиться до таких высот, нужно время, ведь недаром дети долго учатся у своих родителей и воспитателей. В развитии человека всему своё время, детский мозг просто порой физиологически не может перестроиться, поглощая уйму знаний, ведь он еще и растет вместе с телом.
Чтобы стать действительно гением, надо познать мир, по книгам и компьютерным файлам его не познаешь. Чтобы руководить людьми, надо психологически созреть, получить опыт общения с ними. Возможно, весь этот опыт, знания о психологии людей Эндер получил уже при рождении, генетически. Да он стал военным супергением, но не игрался ли он в свободное время от руководства космическим флотом в кубики? Ах, только в компьютерные игры… Хотя одна такая игра оказалась очень важной для него.
И потом военные игрища в невесомости требуют очень хорошей координации движений, чего у детей не всегда наблюдается.
Возможно, поэтому в фильме Эндер уже подросток, что более правдоподобно для сюжета.
В- третьих, в книге наблюдалось некоторое повторение ситуаций-испытаний для Эндера. Эндер постоянно проходит через почти одинаковые стадии испытаний – добился этого, ну хорошо, переведем тебя в более сложные условия – и там Эндер снова добивается необходимой победы, и так дальше.
По книге обучение Эндера в орбитальной школе длится около шести лет. В фильме его показ был сокращен, пропущено, как минимум, пара учебных битв и передвижений по карьерной лестнице героя, что привело к некоторой неестественности его продвижения по ней.
Но прямолинейность, сжатость фильма сослужила логике сюжета, наверно, хорошую службу.
Другие изменения по сравнению с книгой
Изменение характеров героев. В книге были более понятны психология и душевные метания Эндера. В фильме же, он выглядит ещё большим всезнающим гаденышем, маленьким Наполеоном-цезарем, знающим о своем великом предназначении. И адмирал Графф, превосходно сыгранный стареющим Харрисоном Фордом ещё сильнее усиливает это "великое предназначение".
Адмирал Графф описан в книге, как гибкий воспитатель, он не был таким твердолобым воякой, каким стал в фильме. Он был жестким учителем, подводящим Эндера к нужным дверям, необходимым выводам, и потом к финальной битве, именно он выковал мозг и волю Эндера.
Стоит ли говорить, что и другие персоналии книги изменились тоже?
Предназначение, богоявленность Эндера, и его окружение: В книге Эндер – ребенок, родившийся уже взрослым и видящий всю подноготную окружающих, но идущий по предназначенной ему стезе. В книге было акцентировано предназначение Эндера как мессии, который спасет человечество. Идет постоянная игра взрослых вокруг него, почти непрерывное наблюдение, которое часто замечал Эндер, подбор испытаний и экзаменов для него. В фильме наверно, из-за недостатка времени, это не так заметно, но эта тема осталась. Тем более Эндера в нем сравнивают с героем прошлой войны, Ракхэмом.
Все же в фильме остался психологизм выбора героем своего пути; Эндер в смятении, после одного несчастного случая, возвращается на Землю, отказываясь от великого предназначения, и адмиралу приходится просить Валентину, сестру героя, поговорить с ним.
Семья Эндера
В фильме только мельком упомянуто, что Эндер был Третьим. Третьим ребенком в семье, когда на переселенной Земле будущего было разрешено иметь только двоих. В фильме была убрана информация о происхождении родителей Эндера, и почему они все же решили зачать Эндера.
В книге (я плохо помню содержание книги, давно её читал) большую роль играли брат и сестра Эндера, Валентина и Питер. Валентина, мягкая по натуре, поддерживала и любила своего брата. Она всегда поддерживала Эндера, а тот постоянно писал ей письма из школы, и в момент решающего решения она встретилась с братом. И в книге Валентина отправилась вместе с Эндером в его покаянное путешествие после финальной битвы. В фильме он отправился в него один. Это отцепление "части души" героя немного неправильно.
Да, это из комикса, мне показалось что эта картинка более передает характер Питера и его отношение к Эндеру.
А Питер служил другим – жестоким противовесом в жизни Эндера. Он постоянно издевался над Эндером.
В фильме их роль была почти сокращена, также почти незаметен Боб, друг Эндера, сыгравший в жизни героя не самую последнюю роль. Из друзей героя, показанных подробно, осталась только Петра, девушка из Саламандр.
Так же за бортом сценария фильма было оставлено то, кем стали брат и сестра Эндера, после его отлета с Земли. И то, что они тоже гениальны и способны вести свою игру на Земле, отдав Эндеру космос. Именно в нём проходит игра героя. Опущено произошедшее на Земле, за то время, когда Эндер вел флот в битве с жукерами.
Ещё кое-что..
Как и книге, напряженность сюжета фильма нарастает до финальной битвы, и потом спадает. Всё в обоих произведениях завязано на ней. Фильм после этого события вскоре заканчивается, но в книге история продолжается.
Мне показалось, что изменены имена некоторых персонажей. Сокращены некоторые сцены, например, в шаттле. Есть некоторые изменения мест действия, например, местоположения центра тренировок и боевого управления в конце фильма. В книге он, кажется, был не на планете, а где-то в космосе. Но понятно, что всё это в фильме было сделано для увязки некоторых сюжетных ходов.
Фильм попытался исправить недостатки книги, за что спасибо его сценаристам, но была потеряна идея книги.
Актеры и всё другое нужное в фильме
Несмотря на несовпадение образа из фильма с книжным, Эйса Баттерфилд, молодой актер, сыгравший Эндера, неплох. Порой он лучше, чем некоторые взрослые актеры в фильме.
Подбор актеров великолепен, даже врач, снимающий монитор наблюдения с затылка Эндера, вызывает доверие своим видом. Необычное лицо, которому сразу как-то веришь, обычно на второстепенных персонажей как-то не обращаешь внимания, но здесь, я немного даже перепугался за Эндера, как бы чего не сделала эта врачиха-садист с ним.
Бен Кингсли выглядит каким-то деревянным, но у него не было много времени, чтобы показать себя.
Также немного не попадет в образ толстоватый актер-весельчак, играющий воспитателя-сержанта.
Спецэффекты в фильме великолепны; в орбитальной школе и финальной битве, на чужой планете и во снах Эндера. Для съемки игровой камеры и военных игр в невесомости, говорят, было построена куча декораций и придуманы особые комплексы снимающих камер, чтобы движения актеров выглядели естественными.
Технологичность в фильме на высоте, правда, я не мог понять, где можно спрятать в небольшом челноке столько топлива, чтобы взлететь с таким грандиозным пышным хвостом от его двигателей. Но это небольшая придирка.
Непонятно как в орбитальной школе создается притяжение. Это искусственная гравитация, или оно создается с помощью раскрутки комплекса школы? Потому что с этим есть некоторые ляпы.
Интерфейс управления боевыми построениями в тренировках и финальной битве – в духе фильма "Особое мнение" и довольно красочен. Немного нелогична быстрота перестроения земного флота, но всё можно списать на нагнетание переживания и скоротечность внимания зрителя.
Посыл, мысль, философия книги и фильма
Орсон Скотт Кард недаром является священником, гуманитарием, в некотором смысле философом-теологом. Его книги, хотя и описывают высокотехнологический мир будущего, несут в себе психологию, рассматривают вопросы философии или некой теологии, в том смысле, может ли один человек быть подобным богу, решать, предопределять судьбы других людей и чужой расы.
Можно вспомнить ещё одного фантаста, и тоже священника – Уолтера Миллера, и его роман "Страсти по Лейбовицу", в котором тоже имеется сходный стиль, смесь научной и мягкой гуманистической фантастики. Но у того был другой сюжет и другое настроение – апокалиптическое.
За всеми технологиями и космическими боями и звездной войной с инопланетянами в фильме скрываются вечные вопросы.
Первый вопрос – Кого можно считать своим врагом, и имеешь ли ты уничтожить его, так и не поняв его до конца?
Второй, третий… – А что если он не желал тебе зла? Можно ли применять антропоморфизм (делать человека мерилом всего во вселенной) ко всем разумным расам, встреченным в глубинах космоса?
Возможно, есть ещё вопрос предназначения – как создать того, кто сможет правильно решить судьбу твоей и чужой расы. И не сломается ли раньше времени этот… человечек? Или он должен сломаться потом? Чтобы его можно отбросить как использованную куклу… и жить дальше. Что такое судьба и мысли одного человечка перед судьбой целой расы…
Философская дилемма в фильме, как и в книге – уничтожь своего врага, или он уничтожит тебя – жестока и присуща такому виду живых существ, как человечество. Принимать любого встреченного, как врага, тоже. Когда человек не понимает чужеземца, его язык и действия то, конечно же, ему проще объявить его своим врагом. А если он прилетел из холодных глубин космоса, то априори, он объявляется врагом.
Гуманистический подход, высказанный (вложенный в уста?) голосом Эндера – чтобы понять врага, ты должен полюбить его, выглядит смятением перед жестоким подходом к выживанию человеческой расы. Эндер понимает, что для того чтобы победить врага, нужно познать его, чтобы познать, надо полюбить его. Сблизиться с врагом, даже если только во снах.
Говорят, дети не имеют социальности, сочувствия и поэтому они порой так жестоки по отношению к другим детям и взрослым. Но Эндер уже слишком взрослый, чтобы понимать последствия своих поступков. Он не уверен в своем праве, определять судьбу целой разумной расы, даже если она выглядит враждебно.
Один из главных пластов сюжета
Компьютерная "Вольная игра" и сны Эндера - это один из важных пластов романа, об этой игре говорится почти сразу в начале книги, в момент отъезда Эндера из дома. И очень хорошо, что они были показаны в фильме, хотя были сокращены и изменены во имя другого смысла. Можно не понять, зачем же "Вольная игра" и сны Эндера нужны в фильме. Что они несут, их смысл в фильме из-за сокращения сюжета немного потерян. В книге их смысл был скорее в личном предчувствии Эндером своего будущего, в фильме они тоже служат предостережением, но скорее, уже от другого существа.
Во что же играет герой??
"Игра" - слово неоднозначное, как в русском, так и в английском языке. И его можно понимать по-разному. Игра Эндера, это не только тренировки в боевой и командной школе, и потом руководство истреблением врага на финальном экзамене, а вернее, в финальной битве войны с жукерами, но и в его предназначении (Эндера) – уничтожить чужую разумную расу и пытаться восстановить её в другом месте, на другой планете.
"Это также Игра, в которой на карту поставлена судьба всего человечества".
Многие не заметят этого двойного смысла "Игры Эндера", остановившись только на внешнем рассказе; обучении, дальнейших тренировках и руководстве Эндером битвой, самих космических битв.
Мне помнится, что в книге ребята под руководством Эндера понимали, в чем они участвуют, и что представляют собой финальные тренировки. Лишь Эндер не знал, что происходит и считал всё это игрой, тренировками.
Те, кто смотрит такие фильмы только ради красот космических битв, не поймет двойного понятия слова Игра. А те, кто следит за интригами, не будет удовлетворен неполным раскрытием душевных порывов и мыслей Эндера. Почему он решил после своего триумфа отправиться в путешествие, чтобы найти новый дом для королевы жукеров.
Продолжение фильма?
Может всё упущенное будет рассказано в продолжение фильма. Но оно пока маловероятно, потому что сюжет книги, да и фильма, несмотря на его упрощение, не так прост.
Было бы лучше снять по всем книгам Карда минисериал, чтобы полностью раскрыть замысел книг. Но кто его будет смотреть в наше время сериалов про полицейских-ментов или вампиров-суперменов?
Мне кажется, что рядовому зрителю это повествование покажется мутью. Вот если бы создатели пошли на удлинение времени фильма на полчаса, то это послужило бы правильным ходом. Но опять же мне не дает дух холодной войны в книге… и политические реалии, которые сейчас выглядят неуместно.