Этот арт-хаусный фильм тяжеловесен для простого просмотра, или я просто смотрел его в неподходящее время и в неподходящем настроении для легкого восприятия. Это точно картина не для вечернего развлечения, при её просмотре надо следить за раскиданными по сюжету намеками, вникать в смысл происходящего, думать о том, что происходит с героиней на экране. Что же происходит? Это её сон, галлюцинации или это действительно явь? И где, когда они проявляются.
Конечно, можно просто созерцать красочные пятна, мечущиеся по экрану, странные образы, совершающие непонятные действия, не понимая, что это означает. Но такое времяпровождение быстро надоест, и скорее всего, случайный зритель остановит просмотр и выберет более понятный фильм. Более терпеливый человек или будучи в теме, продолжит разбираться в свалке образов и идей.
Как, наверно, любой хороший фильм, "Конгресс" увлекает тебя, ты постепенно привыкаешь к происходящему, увлекаешься сопереживанием и начинаешь наблюдать, как завороженный, за сюжетом истории.
Название фильма – Конгресс, и анонс того что он снят по роману "Футурологический конгресс" Станислава Лема вводит зрителей в заблуждение. Главная идея этого романа – то, что в будущем люди будут жить в виртуальной реальности, созданной с помощью распыляемых для всех или вдыхаемых индивидуально галлюциногенов, а на самом деле вокруг них царит пост-апокалипсическая разруха и запустение, всего лишь одна из основ сюжета фильма.
Это, увы, не главная идея фильма, главной идеей фильма можно огласить поиск героиней себя, своих надежд и привязанностей в изменчивом мире галлюцинаций, в который она сама себя и втравила.
Нежелание героини играть в фантастичных фильмах странно сочетается с фантастическим окружением, и может, поэтому героиня слабо представляет, что происходит с ней и выходит из галлюцинаций лишь со сторонней помощью.
Картина рассказывает о жизни актрисы Робин Райт (сыгранной Робин Райт, как неожиданно) о её выборе, последствиях этого выбора и дальнейших необычных событиях. Рассказ сумбурный, и после просмотра картины ещё долго укладываешь смысл увиденного.
Если бы я давным-давно не читал роман Станислава Лема, то, наверно, всё показанное в фильме мне показалось бы откровением, а так нет, ничего нового в сюжете я не нашел. Я наблюдал за тем, как сценаристы фильма приспосабливали идею этого романа для своих замыслов. В целом, вышла нормальная адаптация, но там где фантаст поднимал довольно серьёзные философские темы, режиссер фильма снизил градус философии, перевел всё в личную драму, поиска героиней себя и своего предназначения, и необходимости актерского таланта в изменчивые времена быстроизменяющегося будущего.
Чисто анимационное повествование, занимающее больше трети фильма, мне кажется некой ошибкой, если бы одновременно на экране были как живые актеры, так и анимационные персонажи, то было бы более захватывающе и интереснее. Хотя такой прием уже стар и неинтересен. Можно вспомнить "Кролика Роджера".
Но постоянное нахождение героини в анимационном виде в мире анимации кажется странным. Неужели она не может вырваться из странного мира иллюзий? Даже тогда когда прекратилось действие галлюциногенов? Или её постоянно подвергали их воздействию? Странно. Когда увлеченно смотришь фильм, следя за сюжетом, этого не замечаешь, принимаешь как правильный ход, но когда немного задумаешься о том, как она вышла из мира галлюцинаций, спрашиваешь – а почему она не вышла из него раньше? Вопросы, требующие ответов, и таких вопросов к концу фильма набирается куча.
Фильм разделен на три основных части, три главы.
В начале фильма мы видим обычную историю стареющей актрисы и ее двух детей, один из которых – сын болеет редкой болезнью, приводящей к потере слуха и зрения, снятую в жанре обычного жизнеописания. Довольно привычный кусок жизни, снятый обычными средствами, при этом можно понаблюдать за героиней и её семьей и решением стареющей актрисы подписать последний контракт – дать отсканировать себя; свою оболочку и свои эмоции, чтобы использовать полученный образ в последующих фильмах, снятых без участия живых актеров.
Подсмотреть за семейной жизнью на пустыре возле аэропорта, запуском мальчишкой воздушного змея, который потом становится неким образом.
Первая глава фильма заканчивается сценой отсканирования и гаммой чувств, разыгрываемой героиней в аппарате сканирования, под влиянием прекрасного монолога героя Харви Кейтеля, немного надуманного, но великолепного, в духе жизненных сентенций старого мафиози.
Игра актеров в этой главе хороша, но что-то не так, есть некоторое чувство искусственности. Всё бы ничего, но я чего-то ждал необычного, видимо, прочитав аннотацию, что это экранизация "Футурологического Конгресса", и поэтому ждал фантастики. Последовало не совсем то, что я ожидал. Ожидал умных мыслей и философских размышлений в духе Лема, а оказалось всё проще. Вот что значит проспойлерить себя, прочитав аннотацию к фильму, и просмотрев красочные психоделичные картинки.
Третья краткая глава. Героиня выныривает из галлюцинаций в серую грязную обыденность постапокалептического будущего, чтобы попытаться найти своего младшего сына. Почему не старшую дочь? Видимо, так нужно. Нет, объяснение дается, но спойлерить не буду. И снова погружается в мир галлюцинаций, так желаемых мечтаний и видений. Или в духе романа, героине был показан только приглаженный мир будущего, второй слой реальности, как бы настоящую реальность, но она и не выходила из своего сна, на что намекают некоторые детали…Может это и есть вывод фильма?
Сюжет фильма рваный, может и присущий арт-хаусу, но просто описывающий и, казалось бы, ничего не несущий. Никакого вывода в отличие от романа Лема, он просто служит фоном для путешествия героини в своей голове. Наблюдаешь за её нелогичными действиями и потом попытками разобраться, что же происходит. За её непонятной попыткой бунта против системы и реальным бунтом радикалов, напавших на здание конгресса, который, кажется, был в книге Лема. Выводы приходится делать самому.
Ещё раз, что ли просмотреть фильм? Я просмотрел его ещё в понедельник, и вот писал по паре предложений всю неделю, потому что в голове осталась только какая-то мешанина впечатлений, никаких идей и выводов. Фильм оставляет свободу для выводов, конец фильма можно принять так, а можно вот так… Как пессимистичное окончание, так и оптимистичный финал.
Фильм не глупый, но по сравнению с книгой, что-то потеряно, изменено. Я, повторюсь, давно читал роман, но, кажется, злобный старичок Лем может с полным основанием перевернуться в гробу, узнав, как изменили замысел его романа. Никакого Йона Тихого… Печаль. Это ближе к "Сталкеру", чем к "Солярису" Тарковского, взята лишь общая идея-подложка романа.
Дата премьеры
(в России) | 16 мая 2013
(13 марта 2014) |
Страна | Израиль,
Германия, Польша, Люксембург, Франция, Бельгия. |
Жанр | Фантастика, мелодрама,
мультипликация |
Режиссер | Ари Фольман |
Сценарий | Станислав Лем, Ари Фольман |
Актеры | Робин Райт
Харви Кейтель Джон Хэмм Пол Джаматти Коди Смит-МакФи Дэнни Хьюстон Сами Гэйл Майкл Сталь-Дэвид Майкл Лэндис Сара Шахи |
Продолжительность картины | 118 минут |
Рейтинг картины | +12 (зрителям, достигшим 12) |
P.S. Качество скринов не очень, но таковы экранки, будет официальный диск, может куплю.