"Монах и бес". Скоморошничество и серьёзные поиски веры в отдельно взятом святом
Я тут подумал, может хватит смотреть западные непотребства, так сказать, греховные зрелища с красочными спецэффектами про всяких супергероев новой американской мифологии, и решил посмотреть на неправославный бесовской праздник Хэллоуин очень православный фильм.
На эту роль я выбрал фильм
Аннотация:
Фантастическая история первой половины XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона (так он представился Ивану). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.
Режиссер Николай Досталь снял внешне забавную картину на серьёзную тему веры и искушения, но она оказалась немного легковесной и без особого подтекста. Подтекст есть, но чтобы его заметить, надо внимательно смотреть и задумываться над намеками.
Хотя наверно обычному зрителю и не нужны слишком сложные сюжеты и размышления. Каждый зритель увидит своё, кто-то сюрреалистическую комедию, кто-то философское размышление на тему веры и загадочной русской души, в которой могут мирно соседствовать бес и святой.
Чем-то в своем настроении этот фильм похож на когда-то просмотренный фильм "Левиафан", но без претензий на фестивальность и политическую значимость. «Монах и бес» смотрится легко, плавно и по-домашнему уютно.
В аннотации фильма всё уже сказано, можно лишь добавить что... мне показалось, что это попытка показать сложную русскую душу, если она конечно есть, искания русского человека правды и веры.
Вот что я понял из фильма:
В русской душе сложно разделить греховное и бесовское, ведь порой бесовское идет на пользу русской душе. Легион, представляющий противников православного бога, бесов и демонов, или просто может неких работников ада, пытаясь совратить русского человека, в конце фильма сам становится верующим. Вот такие дела.
В фильме буквально по всякому поводу звучат русские поговорки и пословицы, ехидные и поучительные, что придает многому в фильме фривольный характер.
Встреча бродяги Ивана, сына Семена, с игуменом и монахами, в дальнейшем с царем батюшкой и его свитой, потом с посольским служакой и солдатами, препирательства Ивана с Легионом с почти постоянными шутками про извечные российские беды, отдает, здесь подошло бы иностранное слово – буффонадой, но я бы определил как скоморошничество, паясничество или фиглярство.
Потом начинается более серьёзная часть с поиском Иваном правды и веры в мировом городе — Иерусалиме, и перерождением Легиона. Этот перелом смыслов или настроения повествования не пошел на пользу фильму. Так мне показалось.
В фильме можно увидеть несколько узнаваемых российских актеров, в том числе Роман Мадянов, и пара молодых актеров.
Этот фильм стоит посмотреть всем, при этом каждый найдет в нем для себя свою идею, что-то своё. За легким внешним антиклерикальным шутовством героя скрывается что-то серьёзное. Да, на Руси всегда уважали блаженных, считая их близким к Богу. Хотя в фильме всё преподано как-то не так. Это недостаток фильма.