На этой неделе выходит L.A. Noire — детективная игра от Rockstar и Team Bondi. В связи с этим GAMER.ru тщательно порылся в «черном жанре», отобрал самые важные фильмы-нуар и коротко написал о каждым из них. Перед вами картины, которые необходимо посмотреть всем, кто твердо решил принять участие в приключениях Коула Фелпса.
Что это такое Мрачную экранизацию романа классика детективной литературы Дэшилла Хэммета принято считать самым первым (как вариант, первым большим) фильмом-нуар в истории кино. Возможно, это и не так, но именно «Мальтийский сокол» популяризировал этот мрачный, черно-белый жанр настолько, что на протяжении последующих полутора десятилетий мимо него не смогли пройти даже такие гиганты кинорежиссерского цеха, как Орсон Уэллс, Билли Уайлдер и Уильям Уайлер.
Почему это круто Если вы не знаете, что такое нуар и с чем его едят, скорее включайте «Мальтийского сокола» и получайте наслаждение. В картине Джона Хьюстона в идеальных пропорциях намешаны главные отличительные черточки этого полузабытого жанра киноискусства: беспросветный пессимизм, черно-белый сигаретный дым и Хамфри Богарт с грустным выражением лица в своей, возможно, лучшей роли.
Что это такое Следующая великая черно-белая кинокартина с Хамфри Богартом в шляпе и с сигаретой в зубах. «Глубокий сон» к тому же одна из первых послевоенных голливудских лент, в которой герои не только открыто говорят о наркотиках, но и в одной из сцен наглядно демонстрируют зрителю наркотический «приход» — неслыханная дерзость для фильмов того времени. Как это удалось скрыть от дядечки Хейса и его бойцов этического фронта, непонятно, но картина от такого «недосмотра» только выиграла. Эта сложная история со множеством убийств и секретов встала в ряд самых мрачных и стильных фильмов своего поколения.
Почему это круто Про «Глубокий сон» лучше всех сказал режиссер Говард Хоукс: «Это был увлекательный фильм, хотя я так и не разобрался, кто там кого убил». Точнее формулировки для этого длинного, порой слишком запутанного фильма, не придумать. В середине 90-ых братья Коэны сделали вольный ремейк «Глубокого сна» под названием «Большой Лебовски», где и высмеяли все нестыковки и странности первоисточника.
Что это такое Первая из двух выдающихся нуаровых лент (вторая — «Бульвар Сансет») в послужном списке Билли Уайлдера, одного из самых важных режиссеров в летописи кино, автора картин «В джазе только девушки», «Квартира» и «Потерянный уикенд». Здесь почти нет полицейских и убийств, а в центре истории — весьма успешный страховой агент, внезапно сбрендивший от любви к замужней красотке. Ради нее он решается на одно из самых хитроумных преступлений страхового бизнеса — инсценировать «маловероятный несчастный случай» с мужем возлюбленной и получить от собственной компании выплату по двойному тарифу, ту самую «двойную страховку».
Почему это круто «Двойная страховка» — главный фильм про женщин в жанре. Про роковых красавиц, демонов с ангельским личиком. У Уайлдера возводится в абсолют аксиома всего «черного кино»: если девушка умная, то обязательно лживая стерва, если же глупенькая, то на нее мужчины просто не обращают внимание.
Что это такое Лучшая английская картина в истории, по мнению Британского института кино и многих авторитетных мировых изданий. Классическая история о том, как невинный человек попадает в круговорот опасных и непредсказуемых событий. Еще одна лента, к которой свою руку приложил Орсон Уэллс (он до конца жизни отрицал этот факт), выступающий здесь в привычной для себя роли немногословного злодея.
Почему это круто В «Третьем человеке» прекрасно все: послевоенная Вена, волшебная музыка Энтони Караса, знаменитая сцена погони в канализации, даже черная шляпа на голове Уэллса. К тому же это единственный не американский фильм в нашем списке.
Что это такое и почему это круто Две картины, выполненные в жанре коллективного ограбления, этакие «друзья Оушена», но в антураже послевоенной Америки. Мы долго не могли решить, какая из них важнее — «Асфальтовые джунгли» были раньше, но «Убийство» сделано эффектнее, — поэтому они выступают единым фронтом. Авторство первой принадлежит Джону Хьюстону (опять), второй — Стенли Кубрику. Про обе картины можно долго говорить, но мы лишь заметим, что не будь их, возможно, не появились бы ни упомянутые выше «Оушены» Содерберга, ни «Бешеные псы» Тарантино, ни еще очень-очень много замечательных фильмов.
Что это такое Ничем не примечательная, на первый взгляд, история о том, как привлекательный мужчина с фамилией «Кувалда» (Hammer) влюбляется в случайную полуголую (из одежды на девушке лишь плащ да белозубая улыбка) попутчицу, на самом же деле оборачивается совершенно сумасшедшим киноаттракционом, главную роль в которой играет — внимание — настоящий ящик Пандоры. Фильм Роберта Олдрича принято считать последним большим представителем классического «черного кино».
Почему это круто Возможно, самый сумасшедший, странный, непредсказуемый, безумный и незабываемый фильм-нуар из тех, что были выкованы в кинокузницах Фабрики Грез в 40-х и 50-х годах прошлого века. Снятая Робертом Олдричем спустя несколько лет после того, как жанр вышел из моды, картина похожа в равной степени на стройную детективную историю, порно о похождениях беззаботного красавца и ночной кошмар о ядерной войне. Без вопросов, один из самых лучших и запоминающихся фильмов своего времени.
Что это такое Опальная картина, пожалуй, самого опального режиссера 20-ого века Орсона Уэллса. «Печать зла» существует в трех версиях — кинотеатральной, расширенной и режиссерской, причем последний вариант собирался уже после смерти режиссера, на основе его 58-страничной памятки, хранившейся в сейфе студии Universal без малого 40 лет. Как и любой фильм Уэллса, «Печать зла» — это продукт его режиссерского гения, помноженного на тупоумие студийных боссов. Но даже, несмотря на студийные оковы, беспросветная история про небольшой городок на американо-мексиканской границе, погрязший в коррупции и проклятый высшими силами, играет в руках Уэллса какими-то совершенно неповторимыми красками. Мы любим «Гражданина Кейна», но даже ему не хватает той энергии и блеска, что есть у «Печати зла».
Почему это круто «Чарльтон Хестон играет мексиканца!»,«Фильм открывается пятиминутной сценой, снятой одним планом, без единой монтажной склейки!», «Потный и очень упитанный Орсон Уэллс пьет весь фильм и что-то бормочет себе под нос!», «Джанет Ли в мотеле (через пару лет «Психо») подвергается домогательствам со стороны хулиганов!». Любой из этих идиотских слоганов будет уютно чувствовать на афише картины Орсона Уэллса — немного угловатой и неуклюжей, но без сомнений самой великой работе мастера.
Что это такое В начале 70-х годов известный хулиган и мифоборец Роберт Олтман находился на пике своего творчества. После прекрасных «МЭШа» и «Маккейба и миссис Миллер» он взялся за роман классика «черного жанра» Раймонда Чандлера «Долгое прощание» (главный герой — опять частный детектив Филип Марлоу). «Долгое прощание» — первый из двух больших фильмов (второй — «Китайский квартал») в жанре нео-нуар. К сожалению, даже большие поклонники Олтмена о нем нечасто вспоминают, предпочитая сосредоточить свое внимание на более «раскрученных» «МЭШе» и «Нэшвилле». «Долгое прощание», помимо всего прочего, примечательно еще двумя фактами: сценарий к фильму написала Ли Брэккетт, ветеран сценарного цеха, работавшая в аналогичной роли еще на самой первой экранизации «Глубокого сна», а в эпизоде снялся Арнольд Шварценеггер.
Почему это круто В отличие от Полански, который примерно в это же время доделывал свой «Китайский квартал», Олтман не питал большой любви к жанру нуар (как, впрочем, и ко всему остальному, кроме ругани и алкоголя). Поэтому киноверсия «Долгого прощания», несмотря на верность и вполне осязаемую симпатию к первоисточнику, — незаметный удар под дых, впрочем, блистательно сделанный, черно-белому кино со всеми его жанровыми клише и штампами.
Что это такое Прекрасный голливудский сценарист и мастер диалогов Роберт Таун писал сценарий к «Китайскому кварталу» в своем привычном стиле — в творческих муках, несколько раз переносил сроки сдачи работы, да еще и постоянно ссорился с Романом Полански, будущим режиссером картины. В итоге у Тауна получилась невыносимая многослойная, чересчур запутанная история с множеством сюжетных линий, десятками главных и второстепенных персонажей и отсутствующей структурой, что Полански пришлось в спешке наводить порядок в рукописи. Не до конца оправившийся от семейной трагедии (в конце 60-х годов его молодая жена Шэрон Тейт стала жертвой группировки Чарльза Менсона), талантливый польский эмигрант превратил сумбурный рассказ сумасшедшего творца Тауна в один из самых выверенных и значительных фильмов 70-ых годов. Именно рвение Полански и его исключительный вкус принесли Тауну «Оскар» за эту картину в сценарной номинации.
Почему это круто «Китайский квартал» — кинополотно впечатляющих размеров, в котором нетрудно заблудиться, поэтому самое важное здесь — детали. Только Полански решился заклеить знаменитую кошачью улыбку Николсона пластырем, сделал Фей Данауэй красивее, чем когда-либо, а на роль главного злодея пригласил стареющего классика жанра Джона Хьюстона — режиссера «Мальтийского сокола» и «Асфальтовых джунглей».
Что это такое Любимый фильм кинокритиков в 1997 году. В отчаянной оскаровской гонке картина Хэнсона, увы, уступила по всем статьям непотопляемому «Титанику» Джейсма Кэмерона, но все же была награждена двумя статуэтками — за адаптированный сценарий и женскую роль второго плана. «Секреты Лос-Анджелеса» стала первой большой работой для «гладиатора» Рассела Кроу и «того парня из «Помни» Кристофера Нолана» Гая Пирса.
Почему это круто Не затерявшаяся в шумных 90-ых, картина Кертиса Хенсона, пожалуй, последняя большая работа в жанре «черного кино» на сегодняшний день, выполненная, к тому же, в весьма ностальгическом стиле. Хэнсон с чрезмерной любовью относится к деталям: у героев «правильный» акцент, «правильная» одежда и макияж, они колесят по городу на «правильных» автомобилях — словом, эпоха воссоздается с какой-то даже чуточку раздражающей дотошностью. Впрочем, такая рафинированность вполне объяснима — перед нами, в первую очередь, оммаж целому поколению, иллюстрированная энциклопедия из цикла «Как это было» с картинками, а уж потом просто очень-очень хорошее кино про плохих и хороших полицейских.
Смотрите также «Детективная история», «Бульвар Сансет», «Лора», «Лифт на эшафот», «Сладкий запах успеха», «Обнаженный город», «Из прошлого», «Человек, которого не было», «Мужские разборки», «Город грехов», «Выстрел в упор», «Черная орхидея».