Одна из очевидных тенденций последнего времени: многие разработчики стремятся делать все более взрослые, все более мрачные игры. Бог знает, с чем это связано. Аудитория то ли выросла, то ли расширилась, то ли просто изменила свои предпочтения. Ни один из релизов этой осени не ухватывает цайтгайст, дух времени, так цепко, как Dragon Age. Разработчики из BioWare называют ее духовной наследницей Baldur’s Gate, но обещанная преемственность заметна разве что в (опциональном) изометрическом режиме работы камеры. Вместо правил D&D – собственная игровая система, основанная исключительно на боевых параметрах; вместо волшебных Forgotten Realms – новый мир с простым конфликтом: все расы против монстров из Gears of War. Вместо героического сюжета – «тлеющие расовые противоречия», вместо рыцарей в сияющих доспехах – перемазанные кровищей рубаки, вместо бардовских песен – This Is the New Shit Мэрилина Мэнсона. Такое впечатление, что Dragon Age специально отворачивается от своего прошлого. Даже целебные эликсиры, основа основ, были заменены на припарки. Чтобы понять, к чему клонит BioWare, недостаточно ни трейлеров, ни интервью, ни описаний. Мы сидим в российском офисе Electronic Arts и знакомимся с текущей версией игры. Она почти финальна, ее запросто можно пройти от начала и до конца. Если, конечно, у тебя в запасе есть неделя-другая свободного времени.
Недели у нас нет, но мы готовы провести ровно один рабочий день, путешествуя по королевству Ферелден. «Dragon Age: Начало» запущена на специальном «гостевом» ноутбуке. Мрачное главное меню задает тон: за кого бы ты ни играл, ничего хорошего тебя не ждет. Как всякая уважающая себя RPG, Dragon Age начинается с генерации персонажа. Настроек внешности, как положено, море. Но нас гораздо больше интересует новая ролевая система, созданная BioWare специально для Dragon Age. Она оказывается на удивление простой. Классов всего три – воины, маги и разбойники, – персонажа описывают лишь шесть базовых параметров: сила, ловкость, сила воли, магия, хитрость и телосложение (стартовые значения зависят, разумеется, от расы и класса). Огромное количество навыков заботливо разложены по группам: «щит и меч», «двуручное оружие», «стрельба из лука» и т.п. Навыки эти открыты для всех персонажей, но фактически тебе достаточно один раз выбрать специализацию и далее лишь получать в ней все более мощные навыки. Система заклинаний из D&D (помнишь, как тебе нужно было отправлять партию спать, чтобы у мага перезарядился файербол?) уступила место более современной: колдуй что хочешь, пока не закончится «энергия». Со временем у всех героев открываются дополнительные специализации и умения, но здесь и речи не идет о сложности уровня World of Warcraft или хотя бы Diablo 2. Или мы ее пока не замечаем?
КУТЕЖ В ЭЛЬФИНАЖЕ
В Dragon Age (так и хочется написать – в первой части Dragon Age) шесть начальных историй: одна для людей (только аристократ), две для гномов (аристократ либо нищий), две для эльфов (городской или далийский эльф) и еще одна – для магов любой расы. Стартовая история – это интерактивная биография твоего героя. Вместо того чтобы читать унылый текст в описании персонажа, ты можешь в эту биографию... сыграть. Истории очень сильно отличаются друг от друга и задают тон дальнейшему приключению. Нас интригуют городские эльфы. Краткая «завлекалочка» на удивление актуальна: остроухие считаются низшей, грязной расой, живут в резервации-эльфинаже, работают слугами и уборщиками у людей среднего класса. Эльфы фактически бесправны, им запрещено изготовлять оружие и владеть им. Игра обещает, что те самые «тлеющие расовые противоречия» раз горятся ярким пламенем – сюжет, немыслимый в политкорректной Baldur’s Gate! Вот уж не думали, что о судьбе угнетенных гастарбайтеров в крупном мегаполисе нам будет рассказывать не только журнал «Русский репортер», но и новая ролевая игра от BioWare! Остальные «биографии» не менее взрывоопасны: политические интриги, сексуальные домогательства, немотивированная жестокость, расовые конфликты обрушиваются на тебя с первых же часов. Осенью, когда Dragon Age появится в продаже, ты сможешь выбрать ту начальную историю, которая
больше всего тебе по душе. Мы же останавливаем выбор на городском эльфе. Игра дает нашему герою имя Дарэлл. Его ритуальная свадьба заканчивается катастрофой: вооруженный отряд людей под командованием глумливого дворянина похищает женщин на виду у всего эльфинажа, а печальный старейшина натуралистично описывает их возможную и весьма незавидную судьбу. Покинуть эльфинаж пока что нельзя, и остается только следовать главной сюжетной линии. Дарэлл и его хороший приятель обманом проникают в замок вельможи и заливают поместье кровью, вырезая всех, даже непричастных к злодейству людей. Не всех, но многих эльфийских женщин удается спасти, однако после столь беспощадной резни эльфинаж ждет неизбежная месть со стороны людей. За нашего героя вступается таинственный воин Дункан – один из легендарных Серых стражей. Дункан обладает правом призвать в стражи любого, будь он хоть эльф, хоть преступник. Спасаясь от верной смерти, Дарэлл становится Серым стражем – членом древнего воинского ордена, защищающего земли Ферелдена от нашествия Мора (читай: от монстров из Gears of War).
ДРАКОНЫ ПОДЗЕМЕЛИЙ
На этом «биография» заканчивается, а мы уже провели за игрой больше часа. У всех стартовых историй общий финал – герой присоединяется к Серым стражам, и дальнейший сюжет для всех персонажей примерно одинаков: нужно спасать мир от вселенского зла – архидемона. Другое дело, что даже во время этой начальной истории ты можешь принять массу значительных решений и сформировать характер персонажа. Наш городской эльф строил отношения с сородичами и невестой (согласно обычаю эльфийские браки заключаются по расчету, и новобрачные не видят друг друга до свадьбы), пытается договориться с людьми и избежать бойни, а потом честно признается в содеянном, чтобы спасти поселение. Если помнишь, в Baldur’s Gate (да и в любой другой игре с правилами D&D) ты задаешь моральные качества (alignment) персонажа в самом начале, и после этого неподходящие реплики навсегда исчезают из диалогов. В Dragon Age морали нет, как нет и черно-белой картины мира. Это вообще характерно для современных ролевых игр (вспомнить хотя бы «Ведьмака»): многие персонажи правы по-своему, а герои стараются достичь каких-то своих целей. В Dragon Age нет и навыков, которые бы напрямую влияли на «говорливость» героя. И это правильно, ведь даже играя за простецкого «танка», ты сможешь время от времени обдурить или запугать собеседника. Даже в нашем злоключении с эльфинажем ты можешь постараться уладить ситуацию мирно, объявить священную войну людям, свалить вину на сородичей. Самое, пожалуй, неожиданное: во время диалога ты можешь подло нападать на некоторых собеседников и убивать их прямо в заставке, без боя. Игра не отслеживает твою карму, и, совершив самое мерзкое убийство, ты можешь на следующий день как ни в чем не бывало расписывать королю собственные достоинства. Это первое, что хотят сказать разработчики: перед тобой настоящая классическая ролевая игра, в которой никто не говорит тебе, что нужно делать. Перед героем возникают определенные проблемы, и дальше плавай как знаешь. Итак, первая, вводная часть игры позади, но BioWare все еще не готова спускать
игрока с сюжетного крючка. Теперь нас запирают в лагере Серых стражей и обязывают пройти обряд посвящения. Спойлер, спойлер, спойлер. Долго ли коротко ли, а наш городской эльф и трое его временных союзников оказываются в захваченной чудовищами башне о четырех этажах. Наша задача – подняться на самый верх и зажечь сигнальный огонь. Классический квест, классическое подземелье. Авторы игры уже позволили тебе увидеть богатый мир Ферелдена и широкие возможности диалогов, теперь они словно говорят: «Дружище, пришло время разобраться с боевой системой». Несмотря на огромное количество диалогов, сердце Dragon Age – это все-таки жестокий и зрелищный фэнтезийный мордобой. В Dragon Age тебе обязательно надо будет много драться, и от этого не уйти. В конце концов, твои главные враги – абсолютные злодеи, с которыми невозможно договориться. Во время боя ты управляешь всеми членами партии сразу, а победу в сражении обеспечивают не какие-то заоблачные характеристики и не «двуручный меч +4», а скорее грамотное применение и сочетание доступных навыков. Игра услужливо развешивает умения на горячие клавиши, ты можешь в любой момент поставить бой на паузу и спокойно раздать подопечным нужные команды. Говорят, высший класс – это комбинирование навыков: один волшебник обливает врагов маслом, а другой поджигает их файерболом, но нам не довелось увидеть такие многоходовые комбинации своими глазами. Поставишь, бывало, битву на паузу и засмотришься: анимация сделана просто
хорошо, но боевые спецэффекты – выше всяких похвал. Камеру можно держать за плечами героев – удобнее смотреть на окружающий мир, а можно поднять на высоту птичьего полета – удобнее оценивать ситуацию в бою. На последнем этаже несчастной башни нас встречает гигантский огр, который в одиночку несколько раз кряду стирает нашу партию в порошок. Бои в Dragon Age весьма сложны – не забудь запастись припарками!
СТАРЫЕ КВЕСТЫ О ГЛАВНОМ
Признаться, к этому моменту игра начинает разочаровывать. Прошло уже примерно пять часов, а мы все еще тащимся по единственной сюжетной линии. Состав партии поменялся уже несколько раз, но ни одного верного соратника мы до сих пор так и не приобрели. Четыре этажа подземелья и дьявольски сложный босс заставляют задуматься: что ж будет дальше?
Такие же подземелья? Может, стоило выбрать уровень сложности пониже? Но победа над первым огром – это важный этап. Это конец начала, если ты понимаешь, о чем я. «Ну хорошо, – говорят тебе незримые разработчики, – теперь ты разобрался в Dragon Age. Счастливого пути!» Впечатляющие заставки (ни слова!) идут одна за другой, меняется расстановка сил в королевстве, чудища наступают, а ты оказываешься чуть ли не единственным выжившим Серым стражем. С тобой волею случая воин Алистер (с прической британского офисного служащего) и колдунья Морриган (смешно говорит она очень, мастера Йоды ученица верная, м-м-м). Все, стоп, машина. Командиров у тебя больше нет. Никто больше не будет вести тебя за ручку и «давать квесты». Герои собираются у костра и решают, что надо бы заручиться поддержкой людей, эльфов и гномов, собрать армию... Они так и записывают в книге квестов: собрать армию. Но как? Никто не представляет. Куда идти? С кем разговаривать? Что делать? Перед тобой весь Ферелден – несколько огромных городов, села, леса, подземелья. Натуральные фэнтезийные Балканы: здесь намешаны десятки народов с различными религиями. Все ненавидят всех, а альянсы существуют лишь до тех пор, пока соответствуют политическим интересам. С этого момента Dragon Age расцветает новыми красками. Где бы ты ни оказался, всюду тебя ждет огромное количество персонажей, встреч, интриг и заданий. Специально для Dragon Age и ее сиквелов студия BioWare придумала новый игровой мир Тедас (Thedas, изобретательное сокращение от The Dragon Age Setting), и наш Ферелден лишь одно из многих королевств. Мир обладает богатейшей историей, прописанной на несколько тысяч лет.
Игра даже ведет специальную энциклопедию, в которую ты всегда можешь заглянуть, если запутаешься в народностях, традициях или бестиарии Тедаса. Вернее, в которую тебе придется заглянуть, когда ты запутаешься, а ты обязательно запутаешься. Состав партии (всего к тебе может присоединиться около десяти различных персонажей) значительно влияет на похождения партии. Наш городской эльф постоянно сталкивается с бытовой дискриминацией – можно каждый раз закатывать скандал и требовать изменений, а можно смириться и промолчать. С другой стороны, в диалогах с людьми время от времени появляются дерзкие реплики вроде «Заткни пасть, я твоей расе ничем не обязан». У других персонажей – свое мнение. Например, Морриган – натуральный религиозный экстремист, она, кажется, физически не может ни с кем ужиться. Если вы не дай бог встретите кого-то из ее заклятых врагов, забудь о диалоге: держи
руку на рукояти меча и смотри, как все переругаются. Иногда товарищи по команде дают полезные (и бесполезные) советы, просят тебя принять то или иное решение или просто рассказывают о жизни. Но настоящее общение – в лагере, когда команда собирается у костра (разбить лагерь можно во время любого путешествия между городами). Здесь можно выведывать тайны Алистера, ухаживать за Морриган или играть с псом Газпромом, который как-то сам собой прибился к нашей партии. Общение с собакой реализовано очаровательным образом, с опциями «приласкать Газпром» и «оставить Газпром одного». Обаятельный персонаж на таких стоянках укрепит отношения, а лопух вляпается в диалог типа:
– Морриган, тебе нравится наше путешествие?
– Нет.
– Ты что, хочешь уйти?
– Нет.
– Ты точно не хочешь уйти?
– А ты что, хочешь, чтобы я ушла?
– Нет, я просто подумал...
– Зачем ты спрашиваешь?
– Просто если тебе не нравится...
– ТАК ТЫ ХОЧЕШЬ МЕНЯ ВЫГНАТЬ???
Игра подводит итог: «Морриган не одобряет», минус десять очков к отношениям. И напротив – любые твои действия по ходу любого квеста, которые колдунья считает правильными, приводят к иному результату – «Морриган одобряет». Мы тоже одобряем.
Более чем за десять лет своего существования BioWare накопила огромный опыт создания ролевых игр, и у нас нет сомнений: на этот раз она тоже все сделает правильно. Возможно, не всем понравится жестокий визуальный стиль игры, который до того напоминает о Gears of War, что лучников поневоле хочется отводить за укрытия. Возможно, ролевая система окажется недостаточно подробной, или, что тоже может быть, мы просто не смогли разглядеть ее будущего величия. Но Dragon Age берет главным. Игра обладает огромным, подробнейшим и интереснейшим фэнтезийным миром. Ее герои – дети этого мира, которые так или иначе пришли к своим нынешним убеждениям. Перед нами новая крупная ролевая вселенная уровня The Elder Scrolls. О ней будут говорить не один год
и, дай бог, не один десяток лет. Безусловно, со временем мы увидим и платные скачиваемые дополнения вроде тех, что выходят для Fallout 3, и позже эффектный сиквел, но даже «Dragon Age: Начало» с ее огромнейшим миром увлечет надолго. Одного рабочего дня нам не хватило даже на то, чтобы просто обойти несколько начальных локаций. По слухам, чтобы пройти сюжетную кампанию, надо потратить часов 50. Что ж, может быть, BioWare выпускает фэнтезийные ролевые игры раз в пять лет. Но по крайней мере можно быть уверенным, что мы проведем в Ферелдене не один месяц.
Превью напечатано в журнале PC-ИГРЫ, сентябрь, 2009.
Автор: Игорь Сонин.