В Frostpunk вернуться – как в дом родной. Жаль только, поводы вернуться в замерзающий стимпанковый мир выпадают не так часто. Несмотря на дополнительные режимы и карты, Frostpunk как «песочница» – не очень. Строить город без всякой цели, заранее зная, будет дефицит ресурсов или наоборот? Совершенно не тот опыт.
Той самой культовой игрой Frostpunk делают именно сюжеты, сложные выборы и последствия, повороты обстоятельств с ног на голову – в общем, элементы адвенчуры. Дополнение The Last Autumn – именно что первоклассная адвенчурная надстройка на знакомые стратегические правила. Но вот сама стратегичность «Последней осени» оставила двоякое чувство.
По сюжету, команда рабочих и инженеров под руководством нашего невидимого протагониста прибывает из Ливерпуля в некую отдаленную французскую провинцию, чтобы в тайне возвести один из первых генераторов – очагов тепла в замерзающем мире. На термометре пока +10, и снег пойдёт нескоро, так что главная сложность – в самой стройке века. И то ведь: соорудить сарумановскую печь, чтобы обогрела целый город, не то же самое, что лепить бараки из досок.
Поначалу The Last Autumn хочется назвать чуть ли не Frostpunk 2. Дополнение не только снова обращается к механикам, которые
Сложнее стало и с рабочей силой. Мы сами определяем, рабочие или инженеры приедут в нашу глушь ближайшим кораблем, однако инженеры теперь не заменяют рабочих, годятся только для узкого круга задач. Вдобавок, назад отправить людей нельзя, и всегда думаешь: обойтись теми руками, что есть, или запросить подмогу, которую потом нужно будет кормить, лечить и обогревать.
Над жизнью города довлеет его величество План: этапы стройки генератора должны сдаваться в срок – хоть разорвись. Ускориться можно известным способом – нарушая технику безопасности и «заколхозив» поломки, наплевав на исходные чертежи. Опасность производства в The Last Autumn заменяет тепловые зоны, причем не только влияет на здоровье людей, но и на последствия аварий, и на шанс забастовки. Хотите быть образцовым начальником – сокращайте рабочий день, сжигайте уголь в вентиляционных системах и производите с запасом детали генератора – для них есть специальные заводы. Все это дополнительные постройки, ресурсы и человекочасы, так что оптимизировать экономику в The Last Autumn надо значительно точнее, хотя это не значит, что пройти дополнение сложно. Сложно пройти его этично.
Нас опять искушают простыми решениями человеческих проблем. Люди – толпа: дайте им просторные палатки, кормите усиленными пайками, постройте бар, церковь и баню, сведите болезни в ноль – все равно найдутся недовольные и попробуют устроить поджог. Введете надзор, тюрьму – и вы уже деспот, комендант каторги. Последствия вы точно заметите, но «открутить гайки» назад нельзя – только грузить очень старые сохранения.
К тому же законы полностью переработаны. Теперь мы выбираем не между светской и религиозной коммуной, а между диктатурой рабочих или инженеров. Законы стали более неоднозначными, ситуационными, они чаще исключают друг друга. Вместе с большей реалистичностью (нет автоматонов, дирижаблей, земные температуры воздуха) «Последняя осень» стала еще больше напоминать роман о производственных буднях и классовой боробе.
При этом, однако, потерялось чувство глобальной катастрофы, которой противостоит город как единое целое. Похолодание в финале – пустяк после сюжетки оригинальной Frostpunk; в остальном забудьте про менеджмент пространства, про необходимость быть во всех концах города сразу. Большинство зданий работают без нашего вмешательства, и отслеживать нужно только баланс ресурсов. В итоге легко представить себе The Last Autumn с видом от третьего лица, с NPC и озвученными диалогами – это пошло бы проекту только в плюс. Притом, что наблюдать город сверху надоедает: панорама почти не меняется – как то было раньше, когда от цифры на термометре совершенно преображался вид каждого домика. Круто только в конце, когда хмуро-зеленую осень сменяет зима, и море замерзает.
Неприятно еще, что сама 11 bit не везде отследила изменения правил. Пообещаете не повышать рабочие смены – не сможете их и сократить, вас просто выкинет из игры. Кое-где остались старые описания, например, «надежду» не заменили на «мотивацию». Конечно, патчи что-то поправили, но полгода-год полноценной работы превратили бы The Last Autumn в настоящий Frostpunk 2 – и за игру можно было бы смело просить полный ценник. Наработок тут – на зависть многим сиквелам.
Радости:
- Очень много нововведений
- Динамичный сюжет
- Меньше фантастики, больше социальности
Гадости:
- Застраивать город слишком легко.
- Баги.
- Реиграбельности все равно мало.