По следам Коула МакГрата. Обзор InFamous: Second Son
Семь лет прошло с того дня, как Коул Макграт активировал Ингибитор, убив почти всех Проводников на планете. Как вариант, он уничтожил шайтан-коробку доктора Вольфа и превратился в страшного Зверя – тут уж все зависит от концовки в InFamous 2. И за основу InFamous: Second Son взят именно условно-положительный финал, где Макграт жертвует собой и своими коллегами-суперменами ради спасения обычных людей от чумы и расплодившихся тут и там монстров. И хотя человечество возвело Коула в статус святого, к другим Проводникам оно по-прежнему относится негативно.
Подобную ситуацию можно наблюдать во всего уголках Соединенных Штатов, но хуже всего дела обстоят в Сиэтле и его окрестностях (заметьте, в этот раз используется реальное название города – никакого Нью-Маре вместо Нового Орлеана), где злобствует Department of Unified Protection, сокращенно DUP – тоталитарного плана организация во главе с Августиной Брук, в целях которой стоит поиск и арест биотеррористов. Таким вот образом Департамент окрестил всех свободных Проводников – во многом несправедливо, но сильным мира сего на этот факт глубоко наплевать. Им нужен страх обычных людей, им необходима их ненависть, и они делают все, чтобы обыватели негативно относились к “людям Икс”. И у них это прекрасно получается.
Герой InFamous: Second Son – молодой человек с индейскими корнями, этакий Радунхагейду современности, но с циничным взглядом на жизнь – поначалу не обладает суперспособностями, и мирно хулиганит в своей этнической деревушке, загаживая стены домов граффити-рисунками и получая нагоняи от старшего брата, по совместительству офицера полиции. Но все встает вверх дном, когда рядом с поселением разбивается бронетранспортер DPU с заключенными. Делсин Роу, а именно так зовут нашего парнишку, получает свою первую силу в тот момент, когда решает помочь раненому бедолаге в тюремной робе – вставай, брат, солнце еще высоко, а баланда уже стынет. Но лучше бы он этого не делал – прикоснувшись к странному человеку, Делсин – неожиданно для самого себя – копирует его силу.
Почти сразу после вышеописанного происшествия деревню наводняют бойцы DUP под руководством самой Августины. Схватив не успевшего смыться биотеррориста, дамочка, вооружившись методом Бабы-Яги – чую, чууую, Проводником пахнет, – приходит к выводу, что и Делсин – тот еще жук, то есть мутант. В полной мере оправдывая свой мерзкий характер, фюрер в юбке приводит в действие колесо репрессий (с приставкой “био”), вволю поиздевавшись и над родственниками Делсина, и над ним самим. Герой быстро встает на ноги – регенерация, все такое – но вылечить остальных он не способен – нужны силы той, кто устроил террор. Да, вы все верно поняли. Августина – тоже Проводник, как и те, за кем она охотится. Тут так и хочется провести аналогию с одной усатой личностью родом из Австрии, но не будем поминать это имя всуе. В общем, Делсин собирает вещички, берет подмышку гундосящего братца и отправляется в Сиэтл – в ставку злой и вредной мадам, чтобы договориться с ней по-хорошему. Или по-плохому.
Город, где развиваются основные события Second Son, включает в себя два десятка районов внутри двух больших территорий, разделенных водной преградой. Своими размерами Сиэтл вроде как превышает общую площадь Нью-Маре – не сказать, что значительно, но разница чувствуется. Как и прообраз Нового Орлеана из InFamous 2, виртуальный Сиэтл старается хотя бы отчасти походить на реальный прототип – так, в черте города можно найти знаменитую башню Спейс-Нидл. Но есть кое-что еще, чего никак нельзя представить в реальном Сиэтле – речь идет о форпостах и базах DUP, коими мегаполис буквально усеян. Одни оборонительные пункты представляют собой небольшие КПП с гарнизоном из нескольких солдат, другие же похожи на настоящие крепости – они обнесены высокими стенами с башнями, по периметру понатыканы камеры слежения и пулеметные турели. Также присутствуют высоченные бетонные конструкции весьма уродливого вида – самые настоящие цитадели зла, буквально кишащие бойцами DUP. И нам, хотим мы того или нет, приходится время от времени ворошить эти осиные гнезда – хотя бы потому, что в районах, где еще не ликвидированы главные базы, невозможно выполнять некоторые сюжетные миссии.
Сносить под ноль прибежища DUP и убивать всех солдат в округе необязательно, хотя широкий спектр возможностей Делсина и позволяет это сделать. Главное – уничтожить мобильный штаб – глаза и уши департамента на участке. После этого мы получаем доступ к заблокированным ранее задачам сюжетного плана, а вместе с этим открываем и большее число дополнительных миссий – если раньше нам разрешалось баловаться с баллончиком краски и рисовать граффити, то впоследствии мы уже можем искать законспирированных агентов DUP, уничтожать скрытые камеры и определять местоположение аудиодневников, записанных одной интересной личностью. К слову, на звание полноценных “побочек” вышеуказанные задачки ну никак не тянут – нам предлагают этакие миссии-развлекаловки, как в играх серий Far Cry или Assassin’s Creed. От былого разнообразия InFamous 2 – с усилением в виде многочисленных пользовательских опусов – не осталось и следа. Тем не менее, в Second Son присутствует своего рода компенсация – отдельная сюжетная ветка (с очень интересным подходом к геймплею) под названием Paper Trail, где рассказывается – аж на протяжении 19 миссий – как Департамент обосновался в Сиэтле. Вот только дополнительный контент пока что представлен не в полном объеме – разработчики решили подавать его кусками, в виде отдельных глав, которые будут выходить вплоть до середины мая с периодичностью один раз в неделю.
Ну да вернемся к основам. Выполнение немногочисленных задачек, наравне с девастацией мобильного штаба, ликвацией “глушилок” и расстрелом дронов-разведчиков, снижает влияние департамента на территории. Солдаты DUP так просто не уходят, и район не считается освобожденным, пока авторитет “законников” не опускается до минимально допустимых значений. Но и тогда их песенка не спета – все решает финальная схватка, в гущу которой враг бросает лучшие подразделения. Если из передряги мы выбираемся триумфаторами, то получаем очередную точку быстрого перемещения на карте. Приз достаточно бестолковый – расстояние от одного конца “острова” до другого Делсин преодолевает буквально за минуту, используя свои необычные способности. А вот через пролив прыгать удобно – тут уж не спорю.
Как и в случае с Нью-Маре, Сиэтл живет своей жизнью, стараясь не обращать внимания на тиранию Департамента. Автомобилисты куда-то едут по своим очень важным делам, пешеходы степенно прогуливаются по улочкам, завсегдатаи уличных кафешек попивают кофе и почитывают газетки. Ну, а самые активные граждане митингуют, требуя разобраться с биотеррористами раз и навсегда – эти бунтари, как вы можете помнить, присутствовали и в прошлой части. В Second Son перекочевали и уличные певцы, также появились рекламные агенты и некоторые другие товарищи, за разгон которых протагонист набивает себе отрицательную карму. Морально-нравственные качества героя ухудшаются и после ликвидации им банд “Акул” – мигрантов из Восточной Европы, коих Делсин почему-то ненавидит всеми фибрами души. Если же у парнишки в красной шапке и панкушной жилетке начисто сносит крышу – с нашей подачи, разумеется – он волен пойти по тропе маньяка, зачистив пару кварталов – вместе с автомобилистами, пешеходами и спешащими им на помощь полицейскими. Пятнадцать минут активного истребления людей, и вуаля – Делсин превращается в настоящего адепта сатаны, с самой что ни на есть дурной репутацией.
В противовес отрицательной карме существует и положительная. Улучшается она посредством лечения раненых людей и проявлением милосердия в отношении комбатантов DUP – павшего врага не убий, а свяжи, а сдавшемуся в плен не вбей зубы в глотку, а зачитай ему права и обязанности. По аналогии с “Акулами”, в Сиэтле действуют банды наркоторговцев – если истребить барыг вместе с их товаром, это засчитывается герою как хороший поступок. Также Делсин может помогать другим Проводникам, вытаскивая оных из клеток или же вырывая их из рук агрессивно настроенных толп. Вариантов много, и…
…Способов достичь различных стадий просветления хватает, но быть доброхотом все равно сложнее, нежели подонком – те же людишки так и лезут под ноги, становясь случайными жертвами практически в каждой схватке. А это отрицательно сказывается не только на карме, но и на шкале суперударов. Хочешь применить оружие массового поражения, будучи добряком, изволь работать с хирургической точностью – в противном случае накопленные очки канут в лету с гибелью первого же аборигена. Тем не менее, трудности, связанные с поддержанием светлой репутации в Second Son, не столь очевидны, как в InFamous 2, где стать адской скотиной было легко, а метнуться обратно, отбросив рога, хвост и копыта – уже не очень. И да, что бы там не пела старуха Шапокляк в одном известном мультике, хорошими делами в игре прославиться можно – люди, убегающие при виде сволочного Роу как черти от кадила, при встрече с милым и ласковым Делсином издают вопли радости, называют его мессией и спасителем Сиэтла – подумать только, как заговорили, – а прекрасная половина человечества требует немедленно заделать им супердетей.
Как и в InFamous 2, в Second Son, и это уже дань традиции, присутствуют злые и благочестивые миссии. Их немного, но этого хватает, чтобы задаться целью пройти игру во второй раз – посмотреть сразу всё нам никто не дает, и только при повторном прохождении мы можем собрать все детали паззла воедино. Разработчики даже пошли на хитрость – изначально, когда Делсин еще не успевает определиться со своей нравственной ориентацией, ему позволено скакать между заданиями в свободном режиме, но потом эта возможность обрубается на корню – коль уж ты Воин Бобра, изволь следовать выбранной моральной установке. Делить мир на белое и черное иногда нужно и по ходу миссии – нас просто ставят перед фактом, заставляя сделать тот или иной выбор, и компромисс тут невозможен. Принятые решения отчасти влияют на ход истории, но на кардинальную перекройку сюжета рассчитывать не приходится, увы.
В зависимости от того, по какому кармическому пути следует главный герой, его силы и способности претерпевают изменения. Агрессивный герой, окутанный красным ореолом – это идеальная машина для убийств. Сияющий голубым Делсин-добряк, наоборот, старается минимизировать любой ущерб – даже самые сильные атаки не убивают всех и вся в округе, в отличие от аналогичных по силе ударов демонического Роу, после которых обычно камня на камне не остается. Пропасть между плохим и хорошим Делсином велика, впоследствии она лишь возрастает, и во многом благодаря изучению героем карма-умений – Роу-негоднику доступны самые убийственные из них, тогда как Роу-угоднику достаются пусть и мощные, но куда более миролюбивые абилки – зачастую они и вовсе не на носят никакого вреда, а лишь дезориентируют и выводят врагов из строя.
Изучение умений обставлено несколько иначе, чем в InFamous 2 – хотя бы потому, что для проведения этой операции теперь нужны не очки опыта, а энергетические осколки, которые в прошлой части отвечали за несколько иную область развития героя. Осколки можно получить несколькими способами, в том числе и посредством уничтожения разведывательных дронов, парящих в небе Сиэтла. Набрали нужное количество – отправляемся в специальную вкладку меню, где распределяем их по необходимым нам пунктам. Всяческих расширений хватает, и их общее число только увеличивается со временем, так как Делсин постоянно обзаводится новыми силами.
К чести Делсина, он не впадает в небытие после активации очередной суперспособности, как МакГрат, а сразу же бросается в бой – удаль молодецкая бьет через край, тщеславие достигает заоблачных вершин, и наш герой испытывает самый настоящий восторг, когда добавляет в свой арсенал очередную порцию всемогущества. Мы же тихо радуемся, ведь вместо одной силы (пусть и с двумя ответвлениями), как это было в InFamous 2, в Second Son присутствуют сразу три: дым, неон и видеоигры. Да, вы не ослышались. Сила геймера – это вам не шутка, а целое боевое искусство. Есть и еще кое-что, но об этом я не буду распространяться – сохраним интригу.
Нечеловеческие возможности героя позволяют ему покарать любого, кто рискнет встать у него на пути. Для рукопашных схваток у Делсина припасена огненная цепь, которую он, при желании, меняет на тот же неоновый луч. В перестрелках парень задействует различные типа “снарядов”, начиная с неоновых гранат и заканчивая дымовыми ракетами. К нашим услугам – десятки различных приемов, гуманные и смертельно опасные атаки, комбо-удары и карма-удары, а также левитация и способности, позволяющие быстро передвигаться по городу. Так, превратившись в облачко дыма и просочившись через вентиляционную решетку, Делсин добирается из пункта “А” в пункт “Б” буквально за пару секунд, даже если выход расположен на крыше самого высокого небоскреба. Ну, а в режиме неонового спринта Роу несется вперед с совокупной скоростью десяти гепардов, напрочь игнорируя препятствия и взлетая по стенам аки сбрендивший таракан. Зрелище, скажу я вам, завораживающее.
Не все, но многие приемы и выкрутасы приводят к потере энергии. Как вы помните, Коул подпитывался от телевизоров, фонарей и линий электропередач. Делсину, в свою очередь, необходимы другие источники – конкретно дым, неон и так называемая гейм-энергия. И если инертный газ добыть достаточно легко (неоновые вывески мигают практически всюду), то с дымом уже сложнее – нужно искать трубы или открытые источники огня, а если таковых рядом нет, то остается один выход – взрывать автомобили. Про гейм-энергию вообще молчу – спасибо разработчикам, что отметили на карте все “розетки”. К слову, источники необходимы не только для подзарядки героя, но и для смены силы – по щелчку пальцев этот фокус проделать нельзя.
Теперь что касается наших оппонентов. На просторах Сиэтла герою попадаются самые обычные солдаты DUP, вооруженные винтовками и разодетые в легкую броню, и с парой-тройкой подобного рода отщепенцев Делсин расправляется без особого труда. Но если их число увеличивается в два раза, Роу этого вполне хватает для быстренького склеивания ласт – наш парнишка, хоть и мечет гром и молнии, порхает как бабочка да жалит как пчела, излишней толстокожестью не отличается. А если во время рядовой разборки на горизонте нарисовывается бронетранспортер, да с пулеметом на башне, да с полной кубышкой бойцов в его недрах, то зачастую единственным выходом для Делсина остается позорное бегство. А ведь это только начало – по мере прохождения игры враги становятся сильнее, их оружие бьет больнее, и если бы только оно – даже вояки из "средней весовой категории" подчас демонстрируют такие боевые навыки, что ледяным солдатам из InFamous 2 и не снилось. Если совместить необычайные возможности некоторых комбатантов DUP с их бодренькими мозгами – а искусственный интеллект в Second Son ведет себя на диво адекватно, – то на выходе мы получаем очень опасных противников. И сражаться с ними отнюдь не надоедает – любая мало-мальски крупная схватка, учитывая исходящую от врагов высокую степень угрозы, представляет собой самую настоящую лотерею, а лотереям, как мы все знаем, свойственно провоцировать человека на проявление азарта. И на этом азарте можно уехать очень далеко – лично я не мог остановиться вплоть до того момента, пока не уничтожил все базы и форпосты DUP в городе.
Если бы меня попросили описать игру одной фразой, я бы сказал, что она... Приятная. Да именно так – приятная, красивая и ни к чему не обязывающая игрушка про супергероев, в которой просто с удовольствием проводишь время. InFamous: Second Son, за редким исключением, вызывает лишь положительные эмоции, тогда как по-настоящему негативные моменты и выделить-то трудно. Но вот ведь в чем заковырка – при всех своих неоспоримых качествах со знаком плюс, творение американцев не может похвастаться чем-то инновационным. Second Son – это хорошо знакомая всем песня, исполненная в новой аранжировке, и звучит она, не скрою, отлично. Но… Впрочем, обойдемся без “но” – игра оправдывает возложенные на нее ожидания, и это главное. Поклонникам серии – обязательно к прохождению. Всем сочувствующим – желательно к ознакомлению. Шутка ли – перед нами первый эксклюзив для PlayStation 4, ради которого действительно можно брать приставку.
Рейтинг: 8,5/10