Здравствуйте, сегодня с вами на арене ГРУ вечный слоупок. Я прошел две части Mass Effect, начал третью и подумал: а почему бы не поделиться своими размышлениями по поводу их различий. И разобраться, продолжает ли вторая часть этой серии первую игру.
Итак, начнем. Всё немного несвязно и субъективно. Основное внимание на отличия второй игры от первой. Продолжение разговора из этого личного поста.
Обозначения: Mass Effect - A, Mass Effect 2 – B.
1. Жанр и основная тема игры
A: Смесь приключений, путешествий по галактике и шутера, с большой долей сюжетной истории. Знакомство с этой мультимедийной вселенной и главным героем. Первая игра действительно неторопливая и плавная, похожая на фильм. Этакое фантастическое приключение, борьба за судьбу Галактики, её спасение. Разговоры героя с персонажами неспешные, постепенно подводящие к сути разговора. Игра является не совсем ролевой, несмотря на присутствие прокачки, но я искренне переживал за героя.
B: В игре больше экшена и шутера, чем путешествий, на фоне некой второстепенной фантастической истории. Игра подошла к грани, отделяющей экшен и шутер, но, слава Богу, не пересекла её.
Игра стала быстрой, резкой, более “коридорной”, в ней была потеряна некая научно-фантастическая изюминка, что отличала эту вселенную от других. Разговоры героя с персонажами стали более живыми, но не менее интересными.
Бегаешь, стреляешь по врагам, прячешься за укрытиями, когда уж совсем невмоготу. Иногда попадаются головоломки у дверей и сейфов, но в основном простенькие, на скорость. Герой – это солдат-наемник, прорывающийся сквозь толпы врагов.
Недавно я встретил одно определение этой игры (мне кажется, оно подходит вообще ко всей этой серии игр)– ролевой тир.
2. Сюжет игры
A: Интересный сюжет первой игры больше рассказывает о самом Шепарде (или самой Шепард, дальше я буду говорить именно о героине, так как играл за фем-Шепард) и не имеет резких поворотов, кроме, разве что, конца игры. История о том, как приключение и задание по противостоянию яркому злодею Сарену и скрывающемуся у него за спиной Жнеце изменяют героя (или героиню). Протагонист взрослеет, становится Героем Галактики и временно спасает её от порабощения.
Большое место в игре занимает геймплей на Цитадели – главной связующей локации, где мы знакомимся с инопланетными расами и самой игровой вселенной.
Длинные локации на разнообразных планетах и станциях – Иден Прайме, Вермайре и т.д., наконец, на Иле постепенно раскрывают историю, заставляя все дальше и дальше идти за Сареном в поисках ответов. Произошедшее на Иле вроде раскрывает все главные тайны, но следует ещё одна боевая миссия.
Конечная боевая операция подводит логический конец поискам Шепард и дает ответ на некоторые вопросы. Хотя сюжет и обрывается на полуслове.
B: Сюжет игры довольно прост и местами немного затянут. Нелогичный сюжет игры рассказывает о воскрешении Шепард (женский персонаж...) после атаки Нормандии неизвестным кораблем, а потом, в основном, о подборе и поиске подходящей команды для финальной атаки и захвата станции Коллекционеров.
Эта подготовка к решающему штурму и подтверждение лояльности членов команды занимает большую часть игры. В первой части команда подбиралась сама, и особых усилий для её сохранения и получения лояльности своих подопечных прилагать не требовалось, кроме правильно выбранных слов. Ну что же, видимо, прошли наивные времена, когда люди и инопланетяне сражались только за идею сохранения Галактики. И потом - это ведь работа на частную организацию…
На мой взгляд, получился коридорный шутер в галактических декорациях, убери эти декорации, и игра превратится в обычный боевик.
Действие игры вместо одного связующего места – Цитадели, теперь происходит на нескольких разбросанных локациях:
- станции Омега, ...и Иллиуме, Тучанке ...и на кварианском флоте.Интересный ход сюжета - возможность поиграть в одной из миссий за пилота Джокера.
Конечная миссия меня не впечатлила, игрока подталкивают к ней, но всё оказывается не так грандиозно. Никаких особых откровений. Да, Жнецы плохие, и говорятся к покорению Галактики. В третьей части.
Иногда, мне казалось, что выбор того или иного действия в миссиях не влияет на дальнейшее развитие сюжета. Игрока ведут за ручку к нужному повороту сюжета. Я несильно переживал за выбор действия и решал действовать так, как мне хотелось на тот момент. Поэтому, видимо, и не заполнил до конца ни одну шкалу за Героя или Отступника.
3. Дополнения и случайные миссии
A: Два дополнения к игре – “Bring Down the Sky” и “Pinnacle Station” не сильно влияют на главный сюжет, но расширяют его, глубже раскрывают вселенную Масс Эффекта. В дополнении “Гибель с небес” встречается интересное задание по прокрадыванию через линию сейсмических датчиков. А второе дополнение – "Станция “Вершина”" - шутерное и служит лишь для зарабатывания дополнительных наград. Правда, о происшедшем на этой станции после упоминается в разговорах.
B: Несколько дополнений, сильно влияющих на раскрытие сюжета и присоединение новых членов команды – “Логово Серого Посредника”, “Цена мести Заида”, “Украденная память”, “Повелитель пламени”, “Прибытие” и ещё три-четыре второстепенных дополнения, влияющих на оружие и экипировку.
Интересное дополнение – “Логово Серого Посредника” продолжает сюжетную линию, начатую в первой игре, а для некоторых игроков и любовный роман с Лиарой. И, возможно, перекидывает мостик к третьей части?
“Цена мести Заида” и “Украденная память” добавляют двух новых членов команды, а “Прибытие” органично продолжает сюжет. Такое чувство, что их выпилили из игры, чтобы потом продать снова за деньги.Также есть дополнение “Место крушения Нормандии”, кажущееся пришитым белыми нитками к игре. Те, кто прошел первую игру, и так помнят первый корабль, а тем же, кто начал вторую игру с чистого листа, оно неинтересно. Но можно узнать имена членов корабельной команды.
Нельзя пройти мимо левитирующего транспортного средства "Молот" в дополнении «Повелитель пламени». Видимо, все же разработчики не готовы так просто проститься с Мако. И для олдфагов оставили лазейку в виде этого псевдоМако.
Случайные миссии: Что в первой игре, что во второй они открываются или путем разговора с NPC, или при исследовании различных планет.
A: В первой игре случайных миссий больше, они более разнообразны, среди них попадаются интересные миссии, более полно раскрывающие игровую вселенную и сюжет.
B: Во второй игре они более унылые и однообразные, не слишком дополняющие сюжет. Но есть чем заняться помимо основной сюжетной линии.4. Сопартийцы, команда Нормандии.
A: Понятные живые персонажи, у каждого более-менее важного персонажа своё прошлое, постепенно раскрывающееся в диалогах и репликах по тому или иному поводу, как, например, в случае с Эшли. Немногочисленная команда корабля не мешает сосредоточиться на миссиях. Можно услышать случайные разговоры, но не слишком они интересны.
Пустая каюта капитана на корабле как бы и не нужна. Если только для развития любовного романа, но только с членом боевой команды. А вообще, корабль выглядит пустоватым.
B: Новые лица команды, новые персонажи, к которым надо привыкать, У каждого нового члена отряда есть своя история, но больно уж навязчивая. В игре требуют её отыграть, продолжить.В игре можно встретить старых членов своей команды, которые изменились и заимели новые проблемы. Они уже не те, кем были в первой части, но и Шепард изменился (изменилась).
Игра, однозначно, про набор боевой команды и новый просторный корабль теперь предназначен для рассовывания всех членов отряда по его закоулкам.Новый корабль - новая команда, кроме разве что доктора Чаквас и Джокера. Можно подслушать интересные разговоры корабельной команды.
Больное для некоторых “место” игры - романы с членами команды и взаимоотношения с персонажами. Любовные отношения возможны также с членом корабельной команды - Келли.В обеих играх есть традиционные и нетрадиционные связи, а также возможность продолжить любовную линию из первой игры, чем я и воспользовался.
Каюта для Шепард во второй игре стала более важным помещением, наполненным всякими безделушками.
5. Главные враги и отрицательные герои игры:
A: В первой игре Шепард - это верный солдат Альянса и новоявленный Спектр. И поэтому его враги – это Сарен, предатель из Спектров, и скрывающаяся машина-одиночка Жнец. Одурманенные им кроганы и остальные разумные (и не совсем разумные) существа - геты и хаски, и организация "Цербер".
B: Во второй игре Шепард наемник, а его враги – Коллекционеры, и опять скрывающиеся за ними Жнецы.
Основным противостоянием во второй игре является война организации “Цербер” и Коллекционеров. Вместо противостояния героя и его команды с обманутым злодеем и злобной машиной в первой игре - противостояние нанятого частной организацией героя Галактики и мутировавших не по своей воле остатков древней легендарной расы во второй части. И ради чего… ради достижений Коллекционеров на их станции, и разрушения по пути планов Жнецов.
6. Линейка умений и особенности боевой механики, система кармы:
A: Подробная "линейная" линейка умений, все умения, в том числе, второстепенные и ненужные, открыты сразу. Очки опыта можно распределять между ними по одному пункту. Невозможность возвращения к начальному уровню умений. Распределение очков опыта как автоматически, так и вручную.
Боевая механика игры понятна сразу, хотя и недоработана. Её особенностью является универсальный уни-гель используемый для лечения и получаемый переработкой подобранных ненужных предметов. Приятно, что можно назначить свои кнопки для умений.
Большой инвентарь оружия и экипировки, зачастую с ненужными предметами.
Подбор видов патронов и улучшений оружия, и экипировки из очень большого перечня предметов, часто имеющихся в не одном количестве, которые, как и оружие и экипировку, можно покупать и продавать. Перегрев оружия, не дающий длительно стрелять, бесконечное количество зарядов.
Система кармы, когда в зависимости от поступков героя начисляются очки Героя или Отступника, меня заинтересовала. Некая такая шаблонная подложка - измерительная линейка, но я иногда не понимал логики присвоения очков.
B: Короткая степенная линейка, возможность добавления новых умений, а также заново перераспределить очки путем переподготовки. Где-то до середины игры это доступно только для Шепард, но во время прохождения дополнения "Логово Серого Посредника" - это способность становится доступной и для всех остальных членов команды.
Главное изменение – нет больше «огромадного» инвентаря, нет и уни-геля. Нового оружия мало, но его хотя бы можно улучшать. Герою не надо собирать попадающиеся на пути предметы, перерабатывая ненужные из них в уни-гель. Так же герою дали возможность носить еще одно оружие – тяжелое, тоже с конечными и реже попадающимися зарядами.
Вместо перегрева оружия, в игре действует система термозарядов — охлаждающих блоков, также переделана система прицеливания и лечения персонажей. Система термозарядов, по сути, это переделанная "система конечности зарядов". Патроны для оружия ограничены только исследованной вместимостью оружия, но вместо этого надо собирать термозаряды. Нет термозарядов - нет патронов.
Стало меньше видов вооружения и экипировки, что упрощает выбор. Дополнительные виды оружия и экипировки можно получить в дополнениях. Оружие и экипировку нельзя купить или продать.
Появилась система укрытий, за которыми можно отсидеться и подождать, пока не восстановится здоровье.
Прокачка героя и членов команды и система кармы во второй игре не претерпела по сравнению с первой игрой сильных изменений.
Во второй игре, как и в первой части, также есть шкала очков за Героя и Отступника, и в определенный момент игры можно выбрать ту или иную сторону, нажав по подсказке левую или правую клавишу мышки.
7. Исследования планет, поиск ресурсов.
A: В первой игре можно было рассекать по просторам планет на Мако, разглядывая окрестные пейзажи. На этом транспортном средстве нужно было добираться, порой долго, до нужных локаций на планете, отстреливая по пути встреченных врагов.
В игре простая система перелета между системами и скачков по туманностям. При подлете к планете и предварительной разведке можно было получить некоторое количество полезных ископаемых. Система поиска месторождений на планетах в поездках на Мако - не слишком удобная. Поездка по планете от значка к значку, порой по сложному рельефу, сбор попадающихся полезных ископаемых, медальонов и жетонов. Всё это просто так, для получения одного из игровых достижений. Временами этот процесс надоедал, спасало лишь любование местным солнцем и ландшафтами.
B: Во второй игре не требуется путешествовать по планете в поисках приключений на свою задницу, тебя высаживают с челнока возле вражеского лагеря, и ты идешь от точки к точке, перестреливаясь с врагами.
Некоторое усложнение полетов между системами и сканирования планет - надо покупать топливо и зонды.
В игре появилась интересная система сканирования планет: для этого надо водить мышкой по изображению планеты, выискивая сосредоточия полезных ископаемых, и потом запускать зонды. Но эти ископаемые действительно полезные. В конце игры их можно и не искать, если уже набрано достаточное количество металлов. Если пройдено дополнение “Логово Серого Посредника”, то в нем можно купить сведения о богатых металлами или нулевым элементом планетах. Набранные ресурсы используются для проведения исследований вооружения, экипировки и прочей машинерии.
Выводы: Вторая игра – это продолжение первой игры?
Можно посетовать, что во второй игре дух первой игры полностью потерян, несмотря на попытки камбеков. Рассказ идет не спасении Галактики, а о другом – задании по добыче технологических секретов у страшных инопланетных созданий непонятного происхождения для частной организации. О спасении Галактики как бы забыли, галактика отходит от ужасов и боев первой части. Передышка перед следующими сражениями?
Побывать на месте крушения первой Нормандии, тем более в отдельном дополнении, разговоры о старых деньках… Но интересно, действительно ли герой (или героиня) помнит их? Встреча со старыми знакомыми, у которых уже свои непонятные заботы, немного тяготит. - “Да, я рада тебя встретить, но подожди, я постираю мужу носки... закончу свои дела”.
В первой части не было никаких предпосылок для убийства Шепарда. Но об экспедиции, во время которой протагониста убивают, рассказывается в одном из комиксов, дополняющих историю.
Воскрешение героя организацией, которой противостоял и против которой он сражался раньше... интересный подход к продолжению игры. Шепард становится наемником у террористической организации, что, наверно, в наше время уже не слишком политкорректно. В одном из дополнений к игре мы узнаем, что не только Цербер хотел воскресить героя Галактики. Похоже на плохо скрытый монтаж киноленты. Собрались сценаристы, и один из них говорит - А давайте убьем главного героя, он нам уже надоел… Другие – Да, да, давайте!! Но подожди, нам надо заработать ещё бабла на нем и его истории. Давай убьем его, а потом воскресим! Но под крылом террористической организации, ведь так ещё никто не делал…
Возможно, смерть главного героя - это повод перекроить Шепарда по своему, дать ему новое лицо?
Потом в игру непонятно зачем ввели новое действующее лицо - Призрака в роли подсказчика, некого суфлера у главного героя. (Да о его происхождении рассказывается в одном из дополняющих игру комиксов, но почему эту информацию не ввести в игру?) Похожего на Курильщика из Секретных файлов, видимо, кто-то из сценаристов или режиссеров был поклонником этого сериала. Мне это показалось это лишним.
Какой-то таинственный Призрак. Зачем? Почему он такой кибернизированный? Кто он?? Союзник? Враг? Неведомая третья сила? Ответ мной именно в игре не получен, я остался в недоумении.
Его введение не несет особой смысловой нагрузки, Шепард может соглашаться с его доводами, но всё равно делает по-своему. Главный выбор – это отдать станцию Коллекционеров или нет. Видимо, это выбор и будет решающим в третьей части.
Призрак и “Цербер” приложили усилия для того чтобы воскресить Шепард, но не для борьбы с угрозой Коллекционеров и скрывающимися за ними Жнецами. А с какой тогда целью? Ах, да… чтобы добраться до технологических секретов Коллекционеров. Ну, а то, что это не остановит Жнецов, или как там зовут этих больших механических креветок? Не страшно, Герой Галактики спасет нас в третьей части! Все вперед, покупать следующую часть!!!Первую часть я бы сравнил с поездкой на спортивном каре с открытыми окнами. Едешь и разглядываешь встречающиеся за бортом инопланетные просторы. Знакомишься со встреченными чудесами, людьми и инопланетянами.
Вторая же игра в этом плане похожа на поездку в тяжелом грузовике. С трудом, со скрипом продираешься в бронированном костюме сквозь толпы врагов по некому путевому листу сюжета, таща за собой "прицеп команды", следя, чтобы они не потеряли свою лояльность и не передрались между собой.
Второй Масс Эффект мне показался проходной частью между первой и третьей частями. Начал играть в третью часть, и мне кажется, что именно третья часть продолжает первую по духу и жанру, но, конечно, не по сюжету.
Вот такие мои субъективные впечатления от двух игр, надеюсь третья часть не разочарует меня.
Большое Спасибо за грамматическую вычитку Recron'у, чтобы я делал без тебя с моим сумасшедшим синтаксисом..