Какой вид спорта вы любите больше всего? Не знаю точной статистики, но думаю, что процентов этак 60-70 мужчин ответило бы на этот вопрос следующим образом: футбол. Да, игра миллионов, самый популярный вид спорта на планете, увлекательное шоу при участии 22 футболистов, их тренеров и судей влечет к себе подавляющее большинство сердец спортивных болельщиков. В дни футбольных матчей каждый уважающий себя фанат любимой команды затаив дыхание мчит на стадион в преддверии острых ощущений, из-за телевизоров изгоняются женщины, и ящики в благодарность за освобождение от вечных сериалов с удовольствие показывают жаждущим глазам зеленый газон и бегающих по нему футболистов. Да что там бегающих – ИГРАЮЩИХ! Какое же это наслаждение смотреть важный футбольный поединок твоей любимой команды, чувствовать нарастающее дрожание в груди, охать и вскакивать при каждом опасном моменте у любых ворот, хвататься за голову при пропущенном голе, и наоборот громким победным кличем орангутанга в брачный период будить мирно спавших соседей после победного мяча в чужую рамку. Смесь радости и горечи, успехов и поражений, восхищения и отчаянья – вот что такое футбол. Вам знакомы эти чувства? Если да, то мы с вами родственные души, и совсем не важно за какую команду вы болеете.
Учитывая огромную популярность футбола не удивительно, что в мире есть много вещей основанных на этом виде спорта, зарабатывающих на нем деньги, популяризирующих его. В игровой индустрии сопричастность к футболу выражается в множестве футбольных менеджеров и симуляторов, хороших и плохих, масштабных и не очень, локальных и сетевых. Каждый из них стремится воссоздать в виртуальной реальности волшебство футбольного поединка, заставить игрока поверить в происходящее, включить его воображение и добившись этого стать самой популярной игрой в данном жанре. Кому-то это удается, кому-то нет, у каждой игры есть свои поклонники, и много их или мало в принципе не имеет значения, ведь проект все равно востребован и он приносит деньги. Но среди множеств подобных игр есть две, которые пожалуй следует выделить из общего списка, по крайней мере если говорить о футбольных симуляторах. FIFA и Pro Evolution Soccer. Канадская компания EA Games и японская Konami постоянно конкурируют меж собой, доказывая, что только их игра может считаться лучшей в этом жанре.
Подверженные пылу борьбы и желанию заработать побольше денег разработчики практически каждый год выпускают новую версию из многолетней серии. Нужно сказать, что данное соперничество идет только на пользу геймерам – ведь еще Адам Смит говорил, что здоровая конкуренция это залог максимального удовлетворения потребностей покупателей. Да, данные игры с каждым годом становятся все совершеннее и реалистичнее, благо это позволяют им нарастающие возможности ПК и игровых приставок.
Этот год не стал исключением из правила и обе компании представили свету свои новые творения FIFA 2010 и PES 2010. В данном обзоре я хочу поговорит о последней, описать все нововведения, рассказать о процессе игры, найти ее плюсы и минусы, составить общее, заключительное мнение о новом творении Konami. Ни в коем случае в данном обзоре я не буду сравнивать PES 2010 с FIFA или другим подобным симулятором, но очень часто буду проводить параллели с предыдущей версией PES. Кое-какие моменты я затрону очень подробно, о других же поговорим лишь поверхностно, ведь полное описание PES 2010 займет много печатных страниц, а это не совсем удобно. Я буду ставить акценты, и говорить о наиболее важных моментах на мой скромный взгляд. Если что-то пропущу, прошу простить – данный обзор очень субъективен, он отображает только мое мнение об описываемой игре.
Итак, начнем
Первые шаги
Вот мы наконец-то достали такую долгожданную PES 2010. Может быть мы ее купили, переписали у друга, скачали из интернета, просто нашли на дороге – не важно. Важно другое – диск плавно ложится в привод компьютера, на экране появляется автозапуск, следует небольшое шаманство с установочными папками, далее, далее, далее и начинаются минуты ожидания. На современных компьютерах игра ставится не долго, но все равно, за это время можно свободно выкурить сигарету, попить кофе, посмотреть любимую рекламу, дочитать очередную главу хорошей книги, или же просто посмотреть на бегущую строку процесса установки. И вот она добежала до конца… Посторонние мысли и дела в сторону, память не держит ничего ненужного, руки начинают дрожать и геймер хватает мышку, а лицом приближается вплотную к голубому монитору.
Что в первую очередь делаете вы со свежеустановленной игрой PES неважно какой версии? Я лезу в файл конфигурации и настраиваю клавиатуру под свои пальцы. Ели кто не знает где находиться файл конфигурации (в чем я очень и очень сомневаюсь) то он лежит в коренном каталоге игры и носит гордое название settings.exe. Ну, а удобную для себя конфигурацию клавиатуры, я думаю вы точно знаете…
При запуске игры, нас встречает красочный трейлер, который мы смотрим или же пропускаем. Я обычно в первый раз всегда смотрю, это позволяет полностью погрузится в мир игры, в виртуальный футбол. Так что обязательно посмотрите. После трейлера мы видим напряженные лица Месси и Торреса (которые действительно стали лицами нового ПЕС в буквальном смысле слова) и просьбу нажать любую клавишу. С уверенностью жмем ее и вот оно – главное меню новой игры.
Как видите меню сразу встречает нас кардинально переработанным дизайном если сравнивать с PES 2009. Лично мне понравилась и наклонная плоскость футбольной площадки выложенной из асфальта, и нарисованные Торрес с Месси застывшие в борьбе за мяч, и красивые буквы, парящие над ними. Когда мы переводим курсор на очередной пункт меню он подсвечивается движущейся фиолетовой лентой, что создает очень красочный эффект своеобразного горения. Этот же эффект присутствует во всех разделах игры, только цвет подсвечивания может меняться. Практически все пункты главного меню не изменились и остались теми же, что в предыдущей версии. Но мы, в надежде на изменения внутреннего составляющего игры, кликаем по Демонстрации. Собственно я всегда начинаю с этого пункта – ведь первый матч должен быть не в рамках какого-то турнира, а просто оценивающим.
После нажатия Демонстрации мы очень плавно, каким-то совершенно незаметным движением перемещаемся к возможности выбора способа игры. Это кое-что новое в PES и оно предлагает нам следующие возможности: игра против ИИ (собственно компьютера), против игрока (тут вам понадобится второй джойстик) и пользовательская настройка которая позволяет нам увидеть привычное с PES 2009 меню, где можно выбрать за какую сторону играть и режим игры (игрока или тренера). В моем случае нажимаем против ИИ и видим как на футбольной площадке оказывается футбольный журнал на котором изображены ведущие футболисты команд соперников и на манер заголовков в том же журнале подпункты меню с возможностью выбора команды, стадиона, формы, определения параметров и плана игры. Большинство этих пунктов схожи с теми, что были в PES 2009, никак не отличаются функционалом, а только лишь стилизацией. Но давайте рассмотрим каждый пункт в отдельности.
Для начала нужно выбрать команду, за которую будем играть. Сразу нарастает вопрос: как в этом году ситуация с лицензированием европейских чемпионатов? Нужно ответить, что так же как и в прошлом – полные лицензии имеются лишь в итальянском Calcio, французской Ligua 1 и голландской Eredivisi. Частично лицензированы испанская Примера и английская Премьер-Лига. Также в разделе Другие Лиги А находятся команды из разных не столь престижных чемпионатов, большинство которых представляют Восточную Европу. Стоит отметить, что в этом списке присутствуют русские Локомотив, Спартак и Зенит, а также украинские Динамо, Шахтер и Металлист. Сборные команды разбиты на категории по материках. Выбираем любую из этих команд и переходим в следующее меню.
Стадионов в PES 2010 стало немного больше и они представлены следующими аренами: Konami Stadium, Anfield, Old Trafford, Wembley Stadium, Camp Nou, Santiago Bernabeu, Estadio De Dragao, Estadio Jose Alvalade, Estadio Da Luz, Amsterdam Arena, El Monumental, Saitama Stadium, Stade De France, Stade Louis II, Estadio Amazonas, Bristol Mari Stadium, Estadio De Palenque, Mohamed Lewis Stadium, Ville Marie Stadium, Giuseppe Meazza, San Siro и Stadio Olimpico. Стадионы очень хорошо детализированы, являются точными дубликатами своих реальных прототипов и имеют приятный зелененький газон, который на самых высоких настройках графики выглядит очень и очень хорошо. Также в меню выбора стадионов предлагается выбрать время проведения поединка (день, вечер или полдень), время года, и погоду которая представлена в двух видах – ясно и дождливо.
Меню Форма позволяет выбрать спортивную одежду команд, которая представлена в двух вариантах для каждого клуба – домашняя и выездная.
В Параметрах можно настроить основные свойства игры такие как:
- сложность игры – есть пять режимов сложности: Новичок, Любитель, Обычный игрок, Профессионал и Лучший игрок. Выбираем по своим способностям и умениям;
- длительность матча – матч может длится от 5 до 30 минут. На ваш выбор;
- травмы – будут ли во время игры травмироваться ваши футболисты;
- физическое состояние – как дома так и в гостях можно настраивать физическое состояние своих игроков, выбирая из следующих кондиций: отлично, хорошо, нормально, плохо, ужасно. Также у вас есть возможность установить параметр случайно, и предоставить выбор компьютеру;
- тип мяча – 13 мячей на ваш выбор, и также возможность доверить компьютеру подбор круглой сферы;
- дополнительное время – будет ли применено дополнительное время если матч завершится вничью;
- пенальти – будут ли пробиваться пенальти если дополнительное время не выявит победителя;
- максимальное число замен – можно установить от 0 до 6 замен.
Также здесь присутствует параметр который в моей локализации описан так "Ав. выб. исх. сост. ком. комп. прот.". Чувствуя себя Остапом Бендером в момент расшифровки объявления о сдаче квартиры читаю этот пункт меню как «Автоматический выбор исходных составов команд противника компьютером».
Самым пожалуй интересным и наиболее изменённым по сравнению с предыдущей версией игры является подпункт меню План игры. Здесь заключены все возможные действия с командой, такие как вариации с составом, установка тактической схемы, изменение позиций, и кое-что новое, что разработчики преподносили как основную фишку этой игры - возможность выбора тактики. Да, японцы сделали упор на полной гибкости тактической схемы, и нужно сказать многого в этом добились. Игра действительно очень зависима от выбора тактики в Плане игры. Все это очень интересно, так что давайте немедля перейдем к разбору полетов.
План игры
Кому-то может казаться, что все эти планы игры ерунда, главное уметь хорошо играть, и можно обставить любой гранд, своими не совсем сильными и удачно расставленными по позициям футболистами. Но будьте уверены – это не так, особенно в PES 2010. Может быть это возможно на сложности новичок, или любитель, но когда ты играешь на профессионале, а то и лучшем игроке, каждый матч превращается в настоящий бой, и в нем очень внимательно нужно сделать подбор состава, тактики и стратегии игры. Иначе проиграешь. А этого, конечно же, не хочется.
Для того чтобы не проигрывать и существует План игры. Что же в нем есть такого решающего, важного и нужного? Давайте посмотрим.
Вспомогательные параметры. Этот раздел существует для того чтобы позволять компьютеру автоматически помогать игроку. Здесь мы можем увидеть названия пунктов помощи и ползунки под ними, которыми можно изменять и варьировать помощь компа игроку. Да, здесь можно выбрать будет ли автоматически выбираться стартовый состав, будут и в каком случае произведены замены по ходу матча, возможность изменять тактическую схему в зависимости от хода поединка и счета на табло, автоматическое изменение плана игры, автоматическую тактику и тактику нападения. Как видите, игрок может во многом просить помощи в компьютера. Но вам интересно так играть? Мне нет, поэтому я никогда не заглядываю в меню вспомогательные параметры.
Стартовый состав. Собственно главное меню для выбора того кто будет играть за основную команду. Здесь представлены все футболисты которые есть в вашем распоряжении, в верхней части основная команда, нижней запас, и самый низ глубокий резерв. Каждый футболист имеет общий скилл (кстати это новшество в PES) который определяет его уровень. Он образуется из среднего значения параметров которые более важны на игровой позиции и меняется в зависимости от того на какой участок поля вы поставите игрока. Если форвард имеет скилл 80, то поставив его центральным защитником, его скилл может упасть до 35-40. Также напротив игрока отображается накопленная усталость и физическое состояние. В момент наведения курсора на интересующего нас футболиста сверху, под тактический схемой, отображается его рост, игровая нога, любимый фланг, и позиции на которых он может играть. Если говорить о позициях то раньше было намного легче определить правильное место на поле для футболиста, ведь прямо на тактической схеме отображался участок поля на котором он может играть. В PES 2010 этого нет, что заставляет более подробно изучать каждого игрока. Чтобы увидеть подробные данные по каждому футболисту нужно с помощью Left Bottom или Right Bottom прокрутить список, где можно просмотреть конкретные показатели для каждой способности, возраст, уровень травматизма и индекс игрока. Также выбирая игрока, мы видим его уровень сыгранности с партнерами на тактической схеме.
Тактическая схема. Если вы любитель экспериментировать с разными тактическими раскладками то вам сюда. В данном меню можно поменять и усовершенствовать все, что связано с расстановкой команды на поле, инструкций игроков и опеки противника. Тактические схемы предоставлены в довольно большом количестве и среди них можно выбрать любую подходящую. Хочешь играть в атакующий футбол – пожалуйста, ставь три нападающих и четыре полузащитника, хочешь в защитный – без проблем, пять защитников выстраиваться в прямую линию, крепко держа оборону команды. Можно сделать даже как у Высоцкого:
«Они играют по системе дубль-ве
А нам плевать у нас четыре-два-четыре.»
Выбрав понравившуюся схему можно ее немного подкорректировать с помощью изменений позиций. Довольно удобная штука ведь здесь можно создать абсолютно уникальную тактическую схему, полностью подходящую под имеющихся у вас футболистов.
Создав тактическую расстановку своей мечты, вы можете позаботиться о прикрытии форвардов команды противника и повесить на них своих защитников.
Интересен и важен пункт Индекс игрока. В PES 2010 существует 42-е индивидуальные карточки игроков, 12 из которых может иметь тот или иной футболист. 21-у из этих карточек футболист может получить в результате тренировок, а 20 только врожденные, тоесть соответствует его личному таланту. Также есть один основной показатель, который может ориентировать конкретного игрока либо на полную защиту, либо только в нападение, или же на баланс меж тем и другим. Это значит, что с помощью индекса игрока вы можете давать индивидуальные указания своим футболистам, и таким образом инструменты менеджмента в PES становятся более гибкими и разнообразными чего мы все очень давно хотели.
Следующей нашей остановкой в плане игры является Тактика. Здесь аккумулированы многие новшества привнесенные Konami в свою новую игру. Давайте рассмотрим поподробнее.
Стиль команды. Каждая команда индивидуальна и имеет свой рисунок игры. Они все непохожи и трудно найти идентичный один другому. Скажете так может быть только в реальной жизни? Нет, на этот раз реальность переноситься в PES 2010. Да, в стиле команды можно настроить много параметров, которые имеют ощутимое отображение в игре, и действительно очень изменяют действия команды. Что можно настроить в данном меню?
- Поддержка игрока – при большом показателе данного параметра игроки команды будут стараться обогнать игрока с мячом. Если вы создаете атакующую команду то ползунок поддержки у вас должен быть очень приближен к 100, а в моменты, когда нужно переломать игру и забить побольше мячей вовсе 100%.
- Дистанция поддержки – параметр указывающий насколько близко игроки будут находится возле футболиста с мячом. Данное значение полезно увеличить, если ваша команда играет в короткий пас, часто использует «стенку» и атакует большими силами.
- Смена позиций – здесь все понятно – чем больше показатель, тем чаще игроки меняются своими позициями, стараясь запутать соперника и извлечь побольше выгоды для команды. Данный параметр нужно увеличивать если вы имеете универсальную команду где игроки могут одинаково полезно действовать на разных позициях. В ином случае лучше уменьшить значение смены позиций.
- Атакующий стиль – с увеличением значения этого параметра игроки начинают атаковать большими силами через центр поля. Понятно, если у вас команда в основном атакует по флангам, то лучше этот показатель уменьшить.
- Прессинг – отличная возможность настроить насколько плотно ваши игроки будут опекать соперника на его половине поля. Изменение этого параметра очень заметно по ходу игры, просто бросается в глаза то, как твоя команда начинает активно играть против противника, отбирая у него мяч и не давая ему простора для создания своей атаки
- Линия защиты – стандартная глубина линии защиты.
- Компактность – это можно назвать коллективный отбор мяча. На игрока противника находящегося с мячом тотчас бросаются двое-трое ваших игроков и совместными усилиями пытаются отобрать у него мяч.
- Защитная стратегия – позволяет выстроить игроков в линию защиты и обороняться. Полезна при минимальном ведении в счете, когда нужно просто доиграть мяч. Ну, или если ваша команда играет от обороны и рассчитывает на контратаки.
Вот собственно и все возможности для корректировки стиля игры команды. Мало их или много решать вам, но мне кажется, в этот раз Konami предоставила достаточные возможности для управления командой на поле и в этом даже приблизилась к некоторым лучшим футбольным менеджерам. Возможности изменения тактики по ходу матча присутствуют в игре не просто для галочки, а являются действенными и реальными инструментами позволяющими корректировать игру команды. Изменив любой из этих пунктов на несколько процентов тут же можно ощутить, что игра клуба стала совершенно другой и пошла тем руслом, в которое ее направили.
Подобное изменение тактики не раз спасало мою команду в тех матчах, когда она проигрывала по ходу. Стоило переместить ползунки тактических параметров отвечающих за атаку, как футболисты мчались вперед и нередко отыгрывались. И наоборот, когда нужно было отстоять игру, включение защитных свойств позволяло добиться положительного результата. Так что экспериментируйте с тактикой вашей команды и я уверен, что вы добьетесь побед на всех соревнованиях.
С тактикой мы разобрались, теперь давайте перейдем к стратегии, которая отыгрывает не меньшую роль в удачных выступлениях вашего клуба. Она позволяет корректировать действия команды, не прерывая футбольный поединок. На горячие клавиши назначается любая на выбор стратегия (прессинг, контратака, защита, полное нападение и др.) и задействовавши их вы можете изменять ход поединка по его ходу. Также здесь существует параметр называемый пользовательская настройка, в которой вы можете установить абсолютно новую тактическую схему подходящую для того или иного момента, и переключится на нее по ходу поединка.
Ну и конечно нельзя забывать про стандарты. В плане игры есть пункт параметры, где можно назначить исполнителя любых ударов. Собственно здесь можно указать, кто будет пробивать пенальти, штрафные и подавать угловые. Несложными манипуляциями устанавливаем на стандарты нужных нам футболистом и идем дальше.
А дальше футбол…
Первый поединок
Главное действо PES 2010 начинается красивым планом стадиона, на котором будет проходить поединок. В стиле профессиональных трансляций футбольных матчей камера плавно показывает футбольное поле и трибуны с болельщиками. После этого включается камера из туннеля где мы видим команды готовые к матчу, капитаны как и положено стоят впереди, одни игроки переговариваются между собой, другие сконцентрировано смотрят в прекрасное далеко.
Это все выполнено довольно качественно и у нас появляется острое ощущение реальности происходящего, и напряженности предстоящего матча. Здесь же в туннеле особенно хорошо можно разглядеть лица футболистов и качество их детализации просто поражает – они выглядят живыми. Глаза, волосы и даже щетина на лицах довольно реалистичны, кажется, можно разглядеть даже как перемещаются скулы у любого из игроков. Это все приятно удивляет, ведь в предыдущих версиях качество исполнения лиц футболистов было немного хуже.
После нескольких секунд плана из туннеля мы видим выход команд на поле, они движутся как и положено легким шагом, трибуны радостно приветствуют игроков. Перед началом матча дается еще несколько планов поля, составы команд на их фоне, расстановка игроков, и крупный план одного или двух основных игроков команд.
Стартовый свисток и матч начинается. Сразу же, с первого касания мяча чувствуешь насколько изменился геймплей по сравнению с предыдущей версией. Перед тем как буду описывать изменения скажу – если вы уже играете в PES 2010, и хотите полностью ощутить проделанные изменения в геймплее, выйдите из игры, и запустите PES 2009 (если вы конечно же его еще не удалили). Такой обратный переход позволит ощутить все новшества намного лучше. Уверен, что все кто так сделают, или уже сделали остро ощутят все те улучшения которые были внесены разработчиками в геймплей PES 2010.
После экспериментов с переходом туда-обратно, давайте все же перейдем к детальному описанию всех изменений.
Первое что ощущается в игре, это то, что разработчики убрали из геймплея присущую ему аркадность и постарались максимально воссоздать реальные движения футболистов на поле. Теперь невозможно резко обернуться на 180 градусов и побежать в другую сторону, на это у вашего игрока уйдет некоторое время (быстрее он будет оборачиваться если имеет одну из 21 карточек игрока под названием Быстрый разворот), одним футболистом ни за что не удастся пройти всю оборону противника, даже если это будет Месси, Роналду, Кака или Торрес. Играть стало намного сложнее, сам процесс игры стал медленней, команда соперника обрела недюжинный интеллект и умение видеть игру, что выражается в отсутствии свободных зон на поле, оппоненты умело перекрывают всех ваших футболистов. Играя против сильной команды вы ощущаешь насколько классно действует ее центр поля, как креативно двигаются футболисты, насколько сложно пробраться к воротам напролом. Вы буквально чувствуете давление на пальцах от клавиатуры, и от этого еще больше впиваетесь в нее. Ударами из дальние дистанции теперь забить практически невозможно – большинство таких выстрелов будут либо блокированы защитниками, либо по воробьях. Дальний удар получается хорош лишь у опытных игроков и с удачно выбранной позиции (выйти на которую не так уж просто, центрбеки и защитники просто грызут пространство около штрафной площадки).
Игра стала более динамичной. Сыграв два-три поединка в режиме демонстрации вы увидите как игроки вашей команды и команды соперников совершают подчас очень интересные финты, оттают пасы в совершенно элегантной манере. Пасы пяткой стали более разнообразны, во время еще демо-версии меня поражало, как некоторые футболисты Ливерпуля отпасовывают мяч, в прыжке, в касание, внешней стороной стопы (для такого паса тоже есть карточка игрока), насколько этот пас выглядит искусным и настоящим. Если говорить дальше о системе пасов, то нужно подчеркнуть, что теперь гораздо труднее стало отдавать мяч на короткой дистанции – защитники умело перехватываю такие пасы, закрывая твоих партнеров. Вообще чтобы добиться успеха в матче, нужно придумывать креативную перепасовку, какую-то наигранную комбинацию, иначе до ворот соперника вам так и не дойти.
Все замечали, что в предыдущих версиях игры при вбрасывании аута, игроки принимающие мяч как бы натыкались на невидимую стенку и не могли подойти совсем близко к бровке. Спешу вас обрадовать в PES 2010 этот барьер убран и вы можете приблизится к вбрасывающему практически вплотную, или занять другую удобную для вас позицию на поле. Заметное изменение также и в действиях вратарей – они стали более умны, их реакция подчас заставляет удивляться, но никак не возникает ощущения, что такой сейв невозможно было выполнить в реальности. Если игрок бьет с угла штрафной в дальний угол нижним обводящим ударом, то какова бы ни была реакция вратаря он стоя в ближнем угле до мяча не дотягивается. Но нужно сказать, что позицию вратари часто выбирают самую удачную и подобных голов можно забить очень мало.
Поведение мяча также стало на порядок лучше. Круглая сфера теперь нисколько не привязана к ногам футболистов, она чрезвычайно динамична, и кажется, живет собственной жизнью (как собственно оно и должно быть). Такой мяч трудно удержать под контролем, он все время норовит выскочить у вас из под ног, и покатится к защитнику. Также мяч стал чрезвычайно прыгуч – это особенно выделяется на фоне PES 2009.
Навесы в штрафную теперь более опасные, но в то же время и защитники команды противника стали намного качественнее играть головой и на перехвате, так что забить после подачи с фланга достаточно сложно. Но если уж забиваешь, то такие мячи выглядят очень красиво, практически все они достаются в сложной борьбе с защитником, или за счет удачно выбранной позиции.
Ну и графика самого поединка не портит общего впечатления. Футболисты во время матча выглядят так же реалистично как и перед выходом на поле. У них развеваются футболки, на руках и ногах виден загар (разительное отличие в загаре чувствуется, когда играешь сборной Испании против, например, сборной Англии), и они даже потеют. Их движение очень похоже на настоящее, финты не кажутся наигранными, каждый из известных футболистов имеет свою манеру движения. В то же время лица менее популярных игроков сделаны под шаблон и заставляют желать лучшего.
Во время игры присутствуют повторы голевых моментов, иногда показывают крупные планы футболистов (при замене, штрафном ударе или опасном моменте), есть возможность настроить отображение на экране вспомогательного дисплея, счета, времени, имен игроков. Повторы голов всегда можно сохранить и потом наслаждаться своим умением забивать мячи.
Продолжаем играть
Сыграв свой первый, или несколько первых поединков, и удовлетворившись возможностями геймплея, мы отправляемся в главное меню, чтобы выбрать тот режим игры который будет наиболее интересным для нас. Здесь вкусы у любителей PES расходятся – один предпочитает Мастер-Лигу, другой Режим Легенды, третий хочет играть в Кубках, четвертый вообще рубится только через сеть. Все эти пути хороши, и каждый по-своему интересен. Я например больше всего люблю играть в Мастер-Лигу – здесь предоставлено много возможностей для футбольного менеджмента который я так люблю, имеется шанс создать команду своей мечты и привести ее к всевозможным титулам. И поэтому меня особенно радует тот факт, что в режим Мастер-Лиги было привнесено много существенных и качественных изменений. Так что давайте начнем рассматривать режимы игры именно Мастер-Лиги.
Первым своим шагом в Мастер-Лиге вы должны выбрать команду, которой будете управлять. Выбирайте основательно и обдуманно, ведь PES 2010 так и не появилась возможность смены команды во время прохождения карьеры. После выбора клуба вам предложат избрать лигу в которой будет происходить развитие команды, возможность изменить состав команд лиги по своему усмотрению, поменять правила и параметры. Делаем изменения или пропускаем это и двигаемся дальше. Вас ждут несколько сообщений с поздравлениями о начале карьеры, окон выбора спонсоров, выплаты денег этими спонсорами, и вот оно – главное меняю Мастер-Лиги.
Любители существенных изменений в интерфейсе игр, будут в восторге от нового меню Мастер-Лиги, ведь оно потерпело существенные изменения. Сначала даже трудно в нем сориентироваться и возникает эффект своеобразной не уютности, но потом вы к нему привыкаете и честное слово оно очень удобно. Но все по порядку.
Сначала давайте поговорим об основных новшествах в Мастер Лиге, о кардинальных и очень приятных изменениях. Любителей считать деньги клуба очень порадует то, что очки которые имела раньше команда и которые являлись основным расчетным средством в игре, наконец-то заменила реальна валюта, которую можно выбрать в настройках лиги – либо доллары, либо евро. Это новшество дает возможность более реально отображать финансовую картину клуба, ведя все операции в деньгах, а не очках. Также у вашей команды появились фанаты, количество которых зависти от успешных выступлений команды. Фанаты полезны вам, ведь они приносят определенный доход клубу. Также в вашем распоряжении есть подсистемы футбольного клуба: скауты, тренера и врачи. Появилась молодежная команда, где подрастают молодые таланты, и с которыми в любой момент можно подписать профессиональный контракт. Еще одним приятным нововведением есть возможность симулировать матч, выбрав основной состав и узнав лишь результат поединка. Это делает процесс карьеры немного быстрее – ведь матчи с заведомо слабыми соперниками можно пропускать и играть лишь интересные поединки.
Также в Мастер-Лиге присутствуют полностью лицензированные Лига Чемпионов и Лига Европы. В календаре дни проведения этих поединков имеют собственную иконку, и когда вы доходите до матчей в евротурнирах все меню окрашивается в цвета этих лиг. В самом поединке присутствуют попапсы евролиг, мячи, и на рукавах футболок команд появляются эмблемы турнира. В общем, создано полное ощущение участия в еврокубках.
Вот такие новшества приготовила для нас Konami в Мастер-Лиге PES 2010. Давайте рассмотрим их поподробнее.
Как видите основное меню Мастер-Лиги выполнено в форме круга в центре которого расположены основные параметры игры, и по бокам два раздела – здание клуба и офис команды. В PES 2010 разработчики решили четко отделить тренерское управление командой от руководства делами клуба, поэтому и развели их в разные стороны меню. Для начала давайте заглянем в офис команды, и побудем немного в роли не тренера, а менеджера клуба.
Офис команды включает в себя семь подпунктов: Календарь, Моя команда, Переговоры, Список спонсоров, Текущие расходы, Предполагаемые доходы и Новости. Собственно все они предназначены для ведения чисто административной работы с клубом, будь то покупка игроков, или заключение контракта с новым спонсором.
Календарь вмещает в себе расписание игр на весь грядущий сезон. Он разделен на клетки в которых по горизонтали отображены месяцы, а по вертикали недели в этих месяцах. Каждая игра это клетка (неделя) с логотипом того соревнования в рамках которого проводиться матч, эмблемой команды соперника и обозначением Дома/В гостях. Если активировать клетку с запланированным матчем, то откроется список всех поединков этого тура. Если же нажать на уже пройденной игре, то мы увидим результаты всех матчей игровой недели. Также на каждой пройденной клетке календаря отображен результат – В/Н/П, то есть либо выиграл, либо ничья, либо проиграл. Возле месяцев, в которых открывается трансферное окно отображена рука переговоров.
В меню Моя команда, как несложно догадаться, можно увидеть список игроков вашего клуба. Само меню разделено на две части: правую и левую. В левой мы видим таблицу с именами футболистов команды, напротив них расположены постоянно меняющиеся показатели состояния:
сообщает, есть ли у игрока травма, и какая ее сложность (легкие окрашиваются желтым цветом, а тяжелые красным) | |
показывает вызван ли игрок играть за национальную команду | |
отображает, является ли этот игрок бывшим участником вашей Молодежной команды | |
указывает на уровень удовлетворенности футболиста клубом. Если сердце заполнено полностью игрок доволен всем, меньше чем на половину – он себя чувствует не комфортно | |
отображает недовольство игрока клубом. В моменты особого раздражения смайлик краснеет и из его ноздрей идет пар (очень веселая анимашка надо заметить) |
Если активировать любого игрока из списка, то откроется подменю в котором у вас будет возможность посмотреть досье футболиста, разорвать с ним контракт, выставить на трансфер, или предложить для аренды.
Понято, что для создания и развития собственной команды вам понадобится много денег. Часть из них поступает за входные билеты, часть за победы в турнирах, но львиную долю доходов команды в PES 2010 вы получите от спонсоров. В подменю Список Спонсоров отображены все финансовые благодетели, которые есть у команды на сегодняшний день и основная сумма денег которые они выплачивают команде. Активировав любого из них, вы сможете увидеть более подробную информацию о ваших «денежных мешках». Да, в карточке каждого спонсора отображается количество времени до истечения контракта, основная сума спонсорской поддержки (то есть то что стабильно выплачивается каждый год), вознаграждение за победы дома, дополнительное вознаграждение и условия его получения (такими может быть победа в чемпионате, проход в еврокубки, выход в плей-офф в Лиге Чемпионов и много другого), а также условия отмены контракта (на это нужно обращать особое внимание, так как подчас условием отмены может быть непостоянная игра в основе одного из футболистов или его продажа). Спонсоры заключают новые контракты в начале сезона, и чем лучше выступает команда, тем больше их у нее. А соответственно и больше денег.
В PES 2010 вы можете контролировать свои затраты, зайдя в меню Текущие расходы. Здесь отображены зарплаты тренерам, врачам, скаутам, выплаты на молодежную команду и на поддержку фан-клуба. Эти затраты в начале сезона можно уменьшать или увеличивать, соответственно будет меняться и качество работ произведенных данными специалистами. Так что на этом лучше не экономить и постараться как можно скорее нанять хороших работников, пусть они и потребуют много денег. Качественная игра команды для нас несомненно важнее
.
Заключив контракты со своими футболистами, подобрав хороших спонсоров, назначив зарплаты обслуживающему персоналу, вы можете взглянуть на положение финансовых дел клуба, перейдя в раздел Предполагаемые доходы. В нем можно увидеть ожидаемые доходы команды, расходы и зарплату игроков. Внизу подбивается своеобразное сальдо, которое может быть плюсовым или минусовым. Если у вас минус, то нужно либо сокращать расходы, либо же где-то брать деньги. Одним из хороших источников необходимых денег является трансферный рынок, где вы всегда сможете продать некоторых своих игроков за хорошие деньги и таким образом изменить свой баланс на положительный. В этой своеобразной бухгалтерском отчете можно кликнуть по любой статье расходов или доходов и тогда нам откроются подменю из которых положение дел можно изменить.
Еще одним довольно интересным, новым, но на мой взгляд совершенно бесполезным пунктом офисного меню есть Новости. Здесь на фоне большой карты Европы отображаются самые актуальные новости ведущих чемпионатов. Они могут быт такого типа: «Манчестер ведет ожесточенную борьбу с Ливерпулем», «Торрес борется за первое место в списке бомбардиров», «В Примере самый разгар сезона». Все это носит лишь информационный характер, и нужно оно или нет решать вам. Я же очень редко читаю новости.
Ну и конечно же в офисе команды вы можете подписывать новых игроков. Для этого нужно перейти в подпункт Переговоры. Весь трансферный рынок сосредоточен в этом меню, все финансовые сделки, уговоры игроков, борьба за лучших присутствует здесь. Нужно отметить, что в PES 2010 продавать и покупать игроков можно даже вне рамок трансферного окна, но перейти к команде они смогут только после его открытия. Это очень удобно, ведь вы спокойно можете вести долгие месяцы переговоров с нужным вам игроком, и в конце концов подписать его. На долгую осаду полюбившегося футболиста трансферного окна обычно не хватает.
Итак, давайте рассмотрим пункт переговоры более подробно.
Если вы хотите создать команду-чемпион, то конечно же вам нужно подобрать лучших из лучших игроков, укрепить слабые места вашего клуба. Для этого существует меню Поиск игрока. Заглянем в него.
Поиск нужного вам футболиста может проходить по-разному. Например, его вам может порекомендовать скаут. За это отвечает пункт меню Рекомендации скаута. Здесь можно выбрать характеристику, по которой скаут будет проводить поиск (тактическое соответствие, открытость к переговорам, или перспективные игроки) и он тут же выдаст вам список футболистов подходящих под эти параметры. Их можно отсортировать по стоимости, имени, рейтингу или возрасту и подобрать наиболее подходящего под тактическую схему команды.
Если скаут не порекомендовал нужных вам игроков, то можно искать их самостоятельно выбрав пункт меню Расширенный поиск. Здесь у вас появляется возможность задать много параметров для подбора футболиста таких как: имя игрока, позиция, рост, возраст, сильная нога, общий рейтинг, рыночная стоимость, время до истечения контракта и список. С помощью этих указаний вы подберете действительно высококлассных игроков.
Поиск также можно осуществлять по стране и по группе, в том случае если вы знаете, в какой команде играет интересующий вас игрок, или же хотите подобрать футболистов какой-то конкретной национальности. Ну и в конце концов вы можете пересмотреть список всех игроков которые присутствуют в игре.
Найдя нужного вам футболиста вы можете сразу посмотреть его досье чтобы определить как он будет развиваться, является ли он игроком национальной сборной и желает ли он перейти в ваш клуб. Поначалу в досье довольно мало сведений и для того чтобы ваши скауты начали активно работать над выбранным футболистом его нужно перевести в список наблюдения, что вы конечно же можете сделать прямо из результатов поиска. Если же вы хотите сразу начинать переговоры с футболистом, то такая возможность также есть. Вы подаете заявку и ожидаете, пока клуб-владелец игрока не даст вам ответ. Это может длится от одной недели до не скольких месяцев. Клуб-владелец либо соглашается вести переговоры с вами, либо нет. Если соглашается, то выставляет свои условия сделки – стоимость игрока, и размер его будущей зарплаты. Вы же можете варьировать эти показатели, торгуясь таким образом с владельцем нужного вам футболиста.
В списке наблюдения футболисты постоянно находятся под пристальным глазом ваших скаутов, и любая перемена в их игровой карьере тотчас становиться известна вам. Иногда бывает так, что футболист ранее не соглашавшийся на переход, передумал и имеет желания вступить в ваши ряды. Об этом тоже вам сообщат скауты.
Еще одним не так полезным, как информативным разделом в данном меню являются новости на трансферном рынке. Читая их вы постоянно будете в курсе последних переходов ведущих игроков и сумм которые при этом фигурируют.
Закончив с административными проблемами, вы можете спокойно перейти в здание клуба и приступить непосредственно к управлению командой. Здесь у нас есть возможность изменять план игры футболистов, тренировать их, управлять своей молодежной командой, узнать новую информация о различных чемпионатах и командах.
Тренировать футболистов можно по-разному. Изначально все они включены в общую группу, где каждый из игроков тренируется по шести показателям, которые сегодняшняя Мастер Лига позаимствовала у режима Легенды. Как вы помните, в Легенде мы могли выбирать, что больше, а что меньше должен тренировать наш герой. Точно также сейчас можно выбрать направление развития каждого из футболистов команды. Как я уже говорил показателей шесть – удар, пас, дриблинг, защита, физические навыки и вратарь. Каждый них имеет шесть уровней усиления тренировки. Чтобы добавить один уровень к любому из показателей нужно отнять его у другого, то есть если вы хотите чтобы ваш форвард имел хороший удар и дриблинг, то вы должны жертвовать его защитными качествами или физическими навыками. В принципе это логично – ведь действительно нельзя тренировать все одновременно.
Кроме этого вы можете тренировать игроков по индивидуальному режиму, отдав их под обучение неким специалистам. Тренировка у специалистов может включать два подхода – либо выбрать возможность научить игрока играть на другой позиции, либо присвоит ему новый навык, с помощью упоминаемых мною раньше карточек. Лично мне возможность смены позиции не очень понравилась, так как реального ощущения во время игры она не дает – если вы присвоите крайнему полузащитнику навык форварда то поставив его на позицию последнего толку от него будет столько же столько и до тренировки. Может быть, это мнение не верно, но по крайней мере мне так показалось. Буду рад, если вы его опровергнете.
Совсем другое влияние на игроков оказывает другая тренировка специалиста – Навык. Здесь вы можете присвоить футболисту одну из 21-й карточки игрока. После прохождения данной тренировки результат прямо противоположен первому обучению у специалиста – игрок с новым умением разительно отличается в своей игре от себя предыдущего.
Карточка с возможность выбора нападение/защита | ||
С01 | Настраиваемая карточка | Можно настроить будет ли игрок играть на защиту, или на нападение |
Врожденные карточки | ||
P01 | Концентрация атаки
| Игрок сосредоточен исключительно на атаке
|
P02 | Мастер обороны
| Игрок сосредоточен исключительно на защите
|
P03 | Классик №10
| Плеймейкер старого образца, предпочитающий умелые качания и современные пасы быстрому передвижению на поле
|
P04 | Якорь
| Опорный полузащитник, занимающий оборонительную позицию на задней линии
|
P05 | Ловкач
| Игрок с отличным дриблингом, умело использующий педаладу, чтобы обойти соперника
|
P06 | Активист
| Быстрый игрок, предпочитающий нападение
|
P07 | Спец по финтам
| Игрок с великолепным дриблингом, чиь быстрые развороты и финты пригодятся при любой тактике защиты.
|
P08 | Точнейший пас
| Мастер длинных передач, умело пасующий из глубины поля
|
P09 | Поперечный пас
| Зоркий игрок, который не упустит шанса вовремя сделать поперечную передачу
|
P10 | Неутомимый
| Неутомимый активный игрок, действующий на всем поле в течение всего матча
|
P11 | Пас вдоль ворот
| Игрок, любящий удары вдоль ворот
|
P12 | Режущий углы
| Игрок с хорошим дриблингом, умеющий быстро перемещаться в середину поля и ловить удачный голевой момент.
|
P13 | Бьющий издалека
| Игрок, умело использующий голевые моменты ы всегда старающийся создать свободную зону для удара
|
P14 | Силовик
| Крепкий игрок, чяь единственная цель - сдерживать атаки соперника
|
P15 | Приносящий голы
| Агрессивный бомбардир, действующий из-под прикрытия последнего защитника
|
P16 | Отвлекающий
| Игрок, отвлеающий защиту, чтобы создать свободную зону для маневра дргуим игрокам
|
P17 | Зоркий глаз
| Игрок с хорошим чутьем на голевые моменты, который переходит в атаку при каждом удобном случае
|
P18 | Атака в защите
| Центральный полузащитник с установкой на атаку, организующий нападение из глубины поля
|
P19 | Защита в атаке
| Нападающий, который не прочь отступить и поучаствовать в защите
|
P20 | Талисман
| Незаменимий в нападении игрок, вытягиваюший всю команду вперед
|
Тренировочные карточки | ||
S01 | Рывок вперед
| Игрок то и дело умело обходящий защиту противника, чтобы нанести удар по воротам
|
S02 | Мастер пасов
| Игрок, искусно создающий голевые моменты с помощью своевременных пасов
|
S03 | Атака "один на один"
| Повышает умение выигрывать ситуации "один на один"
|
S04 | Спец по пенальти
| Повышает умение выполнять пенальти
|
S05 | Игра в одно касание
| Улучшает навык первого касания при передачах и ударах по воротам
|
S06 | Внешняя сторона
| Улучшает касание мяча внешней стороной стопы
|
S07 | Опека
| Улучшает навык плотной опеки соперника
|
S08 | Подкат
| Улучшает навык подката
|
S09 | Прикрытие
| Улучшает навык прикрытия свободной зоны, открытой товарищами по команде
|
S10 | Лидер защиты
| Увеличивает эффективность искусственого офсайда
|
S11 | Отбивающий пенальти
| Улучшает умение ловить пенальти
|
S12 | Защита "один на один"
| Уменьшает возможность соперника забить гол в ситуации "один на один"
|
S13 | Длинный бросок
| Улучшает дальность длинных бросков
|
S14 | Быстрый разворот
| Позволяет выполнять быстрые развороты
|
S15 | Финт Зидана
| Позволяет выполнять финт Зидана
|
S16 | Финт Зидана одной ногой
| Позволяет выполнять финт Зидана одной ногой
|
S17 | "Эластико"
| Позволяет выполнять "эластико"
|
S18 | "Скрещивание"
| Позволяет выполнять комбинацию "скрещивание"
|
S19 | "Ножницы"
| Позволяет в быстром дриблинге выполнять "ножницы"
|
S20 | Подбор ногой
| Позволяет подбирать мяч ногой
|
S21 | Суперзамена
| Улучшает способности игрока при позднем введении в игру
|
Информацию о турнирном положении, рейтинге бомбардиров, лучшем распасовщике вы можете узнать из меню Сведение о турнире. Здесь представлены все европейские чемпионаты, а также, как уже говорилось, полностью лицензированные Лига Чемпионов и Лига Европы. Заглянув в турнирные сведения о Лиги чемпионов, мы видим что меню полностью совпадает с реальными попапсами этого чемпионата. Та же самая ситуация и в турнирных сведениях о Лиге Европы. Данная интеграция стилей однозначно идет на пользу атмосферности Мастер-Лиги, ведь в предыдущей версии было очень скучно смотреть на скудно оформленные, ни на что не похожие менюшки главных европейских турниров.
Так вот, в сведениях о турнире можно найти турнирную таблицу чемпионата в котором участвует ваша команда, а также всех остальных первенств присутствующих в игре. В подменю каждого турнира находится рейтинг голов, рейтинг передач, регламент соревнования, и индивидуальные титулы, которые находят своих владельцев в конце сезона. Да, в Мастер-Лиге теперь раздают различные награды, такие как золотая бутса, самый ценный игрок, лучший плеймейкер, и то чего мы все очень долго ждали – Золотой мяч. По итогам сезона определяется символическая сборная первенства, в которой очень приятно видеть побольше своих игроков.
Как видите управление клубом включает в себя довольно большое количество разных возможностей, (прибавьте сюда еще различные вариации с планом игры, который мы рассмотрели раньше) что несомненно делает Мастер-Лигу более интересной и качественной по сравнению с предыдущей версией симулятора.
Главное же меню Мастер-Лиги поражает своей простотой и изящностью – здесь разработчики оставили лишь основные функции режима, с помощью которых можно просто играть в футбол не заморачиваясь на всякие тактики и стратегии. Прямо из него можно переходить непосредственно к поединку и играть в свое удовольствие, не думая ни о чем лишнем. Во время выбора поединка нам открывается еще одна удачная возможность нового PES – симуляция футбольного поединка, что означает просто переход к его результатам. Согласитесь это очень удобное нововведение.
Помните в PES 2009 в правом углу экрана постоянно отображались разные сообщения, новости, уведомления и интересности. Если вы подумали, что здесь такого нет, то глубоко ошиблись. Добро пожаловать в меню Темы, где вас ждут знакомые по предыдущей версии сообщения. Зайдя туда, вы будете иметь возможность прочитать отчеты скаута, информацию о сопернике, рапорт о состоянии игроков и длительности их контрактов, а также много другой не менее полезной информации, которая наверняка пригодится вам на пути к всеобщей славе и успеху. Так что не ленитесь – заглядывайте в темы.
Ну и последней нашей остановкой в рассмотрении Мастер-Лиги станут вездесущие параметры. Но в этом меню присутствуют не только обычные настройки, но и своеобразная помощь по ведению карьеры. Для начинающего игрока она будут очень полезна, ведь здесь есть ответы на многие вопросы по созданию карьеры тренера великого клуба. Советы отсортированы в подразделы, начиная от самых простых до довольно сложных, где даже я, бывалый игрок в PES, нашел много нового. Вот вам мой совет – почитайте советы.
Да, еще в параметрах можно поменять номер игрока (интересно почему это занесли в параметры?) на любой понравившийся вам. Ну и в конце-концов сделать то для чего и существуют параметры – настроить игру. Сам процесс настройки нисколько не отличается от описанного в демонстрации поэтому не буду на нем останавливаться.
Собственно вот и все о Мастер-Лиге. Если говорить о общих впечатлениях то мне понравилось. Новое меню достаточно удобное, появилось множество хороших инструментов для работы с клубом, для реализации амбиций не только футбольного тренера но и администратора. Развивать свой клуб стало значительно интереснее, и это приятно. Есть конечно же и минусы, среди которых основной для меня – невозможность менять клуб на протяжении карьеры. Да, будучи умелым игроком за три четыре сезона вы создадите команду-мечту, с самими сильными футболистами на всех позициях, которая будет громить всех под ряд. Вот тогда, когда понимаешь что с этим клубом делать тебе нечего и настает момент, когда можно было бы взять под свое руководство новую команду. Но увы, такой возможности нет. Надеемся на ее появлении в следующей версии игры.
Легенда
В прошлом году впервые появившийся в PES режим Легенды очень взволновал игровую общественность и стал местом поклонения многих фанатов серии. Да, всем понравилось играть за одного футболиста, оттачивать его умения, проходить путь от юниорской школы до всемирной известности. Я сам часами пропадал за компьютером с воодушевлением играя, забивая голы и радуясь как ребенок. Честно говоря, игра одним футболистом очень отличалась от управления всем клубом, ведь таким образом ты замечаешь много нюансов великой игры которые недоступны пониманию в обычном режиме. Ведь если в других режимах 10 футболистов автоматически подстраиваются под передачу, ищут прохода к воротам, пока ты управляешь одним, то здесь нужно постоянно быть в движении самому, выбирать лучшее место на поле, не влезать в оффсайды. Это очень интересно и никто не сомневался в том, что режим Легенды будет присутствовать в следующей версии игры, и может быть будет дополнен многими существенными возможностями.
Как и ожидалось режим Легенды действительно присутствует в PES 2010, но нельзя сказать чтобы он сильно изменился. Практически все, вплоть до интерфейса осталось таким же, как и в предыдущей версии.
Начиная карьеру игрока, вам предложат выбрать его имя, озвучивание в комментарии, надпись на футболке, страну рождения, рабочую ногу, уровень травматизма, любимую позицию на поле. Далее вы будете иметь возможность настроить внешний вид героя, такие параметры как – грудная клетка, аксессуары, движение и голову. В этих настройках все стандартно, так же как и раньше. Потом нам предлагают выбрать лигу в которой будете играть, основные параметры игры и вот вы готовы начать карьеру звездного игрока.
Как и раньше сразу после выбора всех основных параметров вы выходите на поле в составе какой-то, никому не известной командой где своей игрой должны впечатлить будущих работодателей. После этого матча вам сразу предлагают подписание контракта двое-трое клубов из дивизиона в котором вы решили начать карьеру. Выбирайте лучший из них по вашему мнению и вперед к вершинам славы.
Если в Мастер-Лиге меню было кардинально переработано, то в Легенде все оставили на своих местах. Да, мы видим знакомое нам разделенной на следующие подблоки в левой части меню: все что относиться к матчу, управление футболистом, и параметры. Справа небольшая картинка, на которой появляются злободневные сюжеты, отображение физического состояния игрока (вот это едва не единое новшество в режиме Легенды) и сообщения на разную тематику.
Календарь немного отличается от того какой мы видели в Мастер-Лиге. Здесь время считается не по месяцах, а по неделях, от 1-й до 52-й. В остальном так же нажатием на клеточку с матчем получаем информацию о всех поединках в этот игровой день.
По сути все управление карьерой футболиста заключается в двух подпунктах меню: Игрок и Клубная команда. И если быть уж совсем точным то все возможности влияния на судьбу вашего игрока сосредоточены в меню Игрок, тогда как в Клубной команде можно посмотреть лишь статистику турнира.
Первое что вам предполагается посмотреть в Игроке это Личная информация. Здесь все стандартно, красочно отображена ваша фотография на фоне национального флага, показаны общие параметры, которые можно прокручивать теми же Left Bottom и Right Bottom. Здесь также можно увидеть имеющиеся карточки игрока, и график развития.
Если вы любите часами любоваться на выигранные награды, или подбивать статистику ваших достижений за период карьеры в том или ином клубе меню Архив для вас. Здесь есть комната титулов и наград, и суммарные результат за все сезоны, а также личные результаты, как в клубе, так и в национальной сборной (если вас туда конечно-же пригласят). Мне понравилось, что в комнату титулов также интегрированы Лига Чемпионов и Лига Европы, поэтому кубки которые вы выиграете в этих турнирах будут особо красочно выделятся среди прочих достижений.
Следующим пунктом нашей остановки в управлении игроком будет меню Карьера. Кроме списка сезонов в командах, здесь отображаются предложения от других клубов для вас, и также тут вы можете подать объявление об уходе из футбола.
Один из единственных показателей которым можно влиять непосредственно ни игру вашего футболиста есть меню Улучшить. Здесь представлены параметры развития игрока, и вы можете варьировать ими по собственному усмотрению. Для изменения у нас есть: техника ударов, техника дриблинга, равновесие, энергия, скорость и выносливость. От каждого этого параметра можно отнять единицу усилий на тренировках и добавить к другому, более важному для вас в данный момент. Повторюсь, это наверное единственный способ управлять карьерой игрока непосредственно из меню. Все остальное вы должны делать на поле.
Если говорить не только о игровых параметрах то вы, конечно же можете настроить внешний вид вашего героя. Да, при стартовом выборе внешнего вида можете не торопиться – все еще можно изменить. Итак, заходим в меню изменения вида и видим, что здесь можно подправить голову (или точнее лицо), аксессуары и движение. Выбор возможных настроек достаточно велик, особенно радует вариации причесок, которые можно менять каждую неделю, дабы не заскучать. В принципе немного поиграв с изменением внешнего вида игрока, это вам надоест и в дальнейшем он будет не так часто менять свои прически.
Информация о клубах в которых играет футболист также не изобилует множеством настроек и пунктов, здесь наличествует только сухая статистика, никакого влияния непосредственно на клуб вы к сожалению оказать не можете. Но если задуматься, то так и должно быть – ведь в этом режиме вы футболист, а не тренер. В клубной информации можно увидеть тот же план игры, со всеми настройками и положениями, что и в Мастер-Лиге. Разница лишь в том, что здесь можно лишь ознакомится с тактикой и стратегией, а все попытки что-то изменить будут совершенно напрасны. Если вам интересно можете также посмотреть на результаты сезона где будет отображено место занимаемое в лиге, процент побед, участие, или неучастие в еврокубках. Что еще? Количество желтых и красных карточек. Также можно ознакомится с индивидуальными результатами всех игроков команды, таким как забитые голы и результативные передачи.
Если вы очень уж любознательны, и вам интересна не только собственная игра и кондиции, то тут разработчики предоставили нам возможность увидеть результаты сезона в разных лигах, Лиге чемпионов, Лиге Европы и Кубковых турнирах.
Теперь поговорим непосредственно об игре. Сам движок геймплея как видимо не изменился и остался подобен тому, который мы имели честь наблюдать в PES 2009. Наклоны камеры также остались прежними, и если говорить честно их не всегда хватает, и хотелось бы какого-то разнообразия. В процессе игры, другие футболисты команды содействуют с вами довольно неплохо, но в некоторых местах, конечно же, есть недочеты. Да, бывают ситуации, что вам очень долго не передают мяч, хоть вы совершенно открыты и находитесь на выгодной позиции, часто передачи бывают не совсем точными и удобными. Действия защитников соперника тоже оставляют желать лучшего – вообще создается впечатление, что игровой движок Легенды намного хуже движка других режимов. Также местами кажется, что игра вашего футболиста не соответствует его общему скиллу – он играет на одном уровне с защитниками команды соперника которые имеют намного большие показатели соответствующих параметров. Вот такие небольшие недочеты самого геймплея игры. Многим они покажутся серьёзными, но уверяю вас – режим Легенды, несмотря на свои недостатки, стоит того чтобы в него поиграть.
Сам процесс прохождения карьеры также остался неизменным – вы играете, добиваетесь места в основе своего клуба, заключаете с ним новые контракты с большей или меньшей зарплатой, переходите в друге клубы, постоянно прокачиваетесь, чтобы сезонов так через 15 завершить свою футбольную карьеру звездой мировой величины и неоднократным обладателем Золотого мяча. Играйте, и успехов вам.
Что еще интересного в PES 2010? Ну конечно же Лига чемпионов и Кубковые турниры где можно сыграть коротенький сезон одной командой и без изменений в составе привести ее к успеху. Своего рода спринт футбольной картеры. И Лига Чемпионов и Лига-Кубок очень похожи поэтому рассмотрим их на примере лишь одного режима. Нужно лишь заметить, что если в чемпионской лиге вам предлагается сыграть лишь один турнир, то в Лиге-Кубке можно выбрать следующие соревнования: любая европейская лига из лицензированных в PES, чемпионат Европы, Чемпионат мира, Чемпионат Америки, Африки и Азии, а также Кубок Конами. Для всех этих турниров выбирается количество команд, и вы можете играть за одну или несколько, добиваясь успехов в краткосрочном турнире.
Лига чемпионов
В прошлом году Konami сделала своеобразный ход конем лицензировав Лигу чемпионов. Впервые в футбольном симуляторе появились баннеры Лиги, ее гимн, и все сопутствующие принадлежности. Теперь мы стали играть не в какой-то непонятный и неизвестный еврокубок, а настоящую, легендарную Лигу Чемпионов.
В PES 2010 разработчики пошли дальше и лицензировали еще и Лигу Европы. Правда она доступна только из карьерных режимов, таких как Мастер-Лига, или Легенда. Непосредственно из главного меню можно поиграть лишь в Лигу Чемпионов, чем мы сейчас и займемся.
При старте турнира нам предлагается выбрать в что собственно мы хотим поиграть – Демонстрацию (один матч на выбор, для того чтобы оценить сам игровой процесс Лиги Чемпионов), или же Соревнование. Нам нужно второе поэтому идем туда.
Пройдя тот же этап начала карьеры, что и в Лиге-Кубке, тоесть выбрав число игроков, команды, определив разбиение команд по группам (здесь можно оставить автоматический выбор либо немножко подкорректировать самому), и выставив сложность игры, мы оказываемся в главном меню турнира, которое окрашено в приятный голубой оттенок Лиги Чемпионов.
Что же мы имеем в этом меню? Все очень просто – оно максимально похоже на меню Легенды, но имеет еще меньше параметров и настроек. Давайте разберемся с ними.
Как видите, само меню выполнено в классическом стиле PES с разбиением на две части: в левой находятся подменю, в правой темы, и небольшие изображения.
Календаря нет, есть расписание, где сразу приводятся все поединки сначала группового турнира, а потом раунда плей-офф. Заглянув в него, мы можем увидеть, что ждет нас дальше по плану, наших соперников, и пройденный матчи.
План игры до безобразия идентичен самому себе в предыдущих режимах. Единственным отличием является голубой фон, и шрифт исполненный в стиле Лиги Чемпионов. Больше без изменений. Также в меню Лиги можно узнать информацию о соревновании, где в красочных и элегантных формах турнира представлено положение команд, рейтинг, голов, рейтинг передач и сведение о команде. Все точно такое же как всюду, только с другим оформлением.
Футбольный матч отличается не только красивыми попапсами, но и совершенно другими повторами, режим съемки которых происходит из другого ракурса, что производит впечатление своеобразной новизны. Да, и футболки игроков имеют красивые логотипы Лиги чемпионов на рукаве.
В общем Лига Чемпионов своей структурой меню, геймплеем футбольного поединка, звуками, не особо отличается от других режимов представленных в PES. Но сама атмосфера конечно же поражает, создает тот эффект что и в настоящей жизни – когда мы смотрим матчи Лиги Чемпионов наши сердца дрожат в два раза больше, и возгласы при опасных моментах будят не только ближайших соседей. Так и здесь – играя в Мастер-Лиге или Легенде особое внимание уделяешь поединкам в главных европейских турнирах. Они являются главным приоритетом футбольного сезона, основным сосредоточением болельщицких и игровых эмоций.
Вот в принципе большинство из того, что можно сказать и написать о новой игре от Konami. Конечно, если побродить по менюшкам, то можно найти еще множество разных вкусностей, таких как настройка самой игры (которая не впечатляет множеством параметров), редактор игры (основной соблазн для читерства, так как можно поменять все, от стадионов до способностей игрока, и его внешности), режим тренировки, где можно научится играть в командную игру, бить штрафные и пенальти (которые бьются совершенно по другому чем в PES 2009, поэтому обязательно изучите), можно долго смотреть галерею с сохраненными повторами интересных голов, ваших достижений и успехов. Еще вы можете бесконечно долго играть в сетевые режимы этой игры, которые в данном очерке затронуты не были, по одной простой причине – автор обзора в них не играет. Вообще PES 2010 это игра, в которой можно пропадать часами, нет, сутками или даже (о боже!) неделями и совершенно не устать, так как она увлекает и манит к себе различными интересными режимами. PES 2010 это игра нового поколения, которая уже сегодня задала планку, на которую будут равняться разработчики игр еще долгое время.
Я писал этот обзор около трех недель. Долго? Да. Но долго не потому, что у меня не было времени или желания написать такое количество букв за один раз, а потому, что как только я открывал PES 2010 для того чтобы продолжать свой рассказ, игра тут же убирала напрочь мое писательское вдохновение и я с упоением играл, играл, и еще раз играл в нее. Поиграв столь длительный период, я могу сделать выводы о ней. Вот они:
Выводы
Первое и однозначное ощущения от игры – создатели выполнили все что обещали, и даже немножко больше. Всем знакома ситуация как во время разработки, нам обещают золотые горы и лучшую игру всех времен и народов а в итоге получается что конфетка далеко хуже своей красочной обертки. В данном случае это не так. Все выполнено, и новый геймплей, и качественная графика, и интеграция еврокубков в Мастер-Лигу, улучшенный AI вратарей, совершенно классно настраиваемая тактика команды, стиль ее игры, больше возможностей для менеджмента в Мастер-Лиге и многое другое. Мы видим, что Konami предоставила нам очень хорошую и добротную игру в которую хочется играть еще и еще.
Конечно, существенно был изменен лишь Режим Мастер-Лиги, но это можно понять, ведь судя по рейтингам именно в него играет большинство любителей PES. Как не парадоксально, но именно в нем к сожалению осталось и большинство невыполненных пожеланий которые мы надеемся, будут реализованы в следующей версии симулятора. Очевидный прогресс в сторону менеджерской части карьеры в этой версии заставляет надеяться, что вскоре мы будем иметь возможность менять клубы, вести более гибкую финансовую политику, давать индивидуальные команды каждому футболисту, более эффективно планировать календарь, и вставлять в него разные возможности для тренировок. Мы сможем быть настоящим финансовым менеджером и тренером для своих команд.
В то же время режимы Легенда, Лига чемпионов, Лига-Кубок существенно не изменились, но и в них есть свои новшества, в первую очередь известный нам План игры, как основной двигатель командной дисциплины и расстановки. Приятным фактором есть присутствие лицензий на Лигу Чемпионов и Лигу Европы, а также их интеграция во все режимы. Остается лишь пожелать, чтобы в будущем лицензирование лиг продолжилось, и мы имели возможность играть в полностью реальную Премьер Лигу, Бунденс Лигу, и другие европейские чемпионаты.
Приятно и то что PES очень добавил в реалистичности, и футбольный поединок выглядит как настоящий. Да, теперь, посмотрев не совсем удачный, (совсем неудачный, провальный) матч любимой команды, вы можете плюнуть рукой на то, что мы называем реальностью, и окунуться в мир не совсем настоящий (а может даже совсем ненастоящий) и, взяв под свою опеку этих неудачников, пройти с ними через победы и поражения. Выиграть все, что стоит на вашем пути, победить всех грандов мирового футбола. Вы можете смело окунутся в вихор футбольных страстей предоставленных компанией Konami, и в этом вихре забыть обо всем, потому что он поистине увлекающий и настоящий. Настоящий настолько насколько возможно.
Для меня PES 2010 стал игрой месяца, каждую свободную минуту он манит к себе, и забыв обо всем я часто, очень часто играю в него. Я желаю, чтобы такой же эта игра стала и для вас, чтобы вы могли сполна ощутить ее волшебство, манящую радость побед и поражений. Пусть ваш футбольный клуб добьется грандиозных успехов и потрясающих побед. Играйте ни смотря ни на что. И получайте от игры удовольствие. Ведь иначе нельзя, только так…
Всем спасибо, я пошел играть…
___________________________________________________
Приготовлено в