Несколько недель назад, на первом свидании с пятой «Цивилизацией», я вел себя как неопытный студент-первокурсник — отвечал невпопад, пялился на ее соблазнительный внешний вид, да приговаривал про себя: «Какая красивая!». Ничего не мог с собой поделать. Меня вряд ли можно назвать прожженным поклонником сериала, но новая игра от Сида Мейера и его команды пришлась по душе, поэтому просто расскажу о своих впечатлениях.
Внешне, как вы уже поняли, Civilization 5 выглядит намного привлекательней, чем все вместе взятые предыдущие номерные главы сидмейеровского романа. «Сельский ди-джей» и по совместительству мой гид по вселенной «Цивилизации» в самом начале знакомства с проектом, сказал важную фразу: «Civilization 5 — первая игра линейки, за внешний облик которой не стыдно». Неисследованные места на карте скрыты под воздушными, почти плюшевыми облаками, неспешно плывущими, с грацией балерины из «Мариинки», над головами ваших трудолюбивых рабочих. Что касается самих подвижных юнитов, то они также заметно похорошели. Особенно приятно смотреть на военные пляски боевых отрядов, уничтожающих очередное поселение диких варваров. Эти слова, впрочем, не означают, что Сид Мейер ввел в свое новое детище современную «четыренольшейдеровскую» инъекцию, благодаря которой системные требования взлетели до небес. Как и раньше, «Цивилизация» остается доступной и для игроков, которые до сих пор не обзавелись топовым компьютером.
Переход с четырехугольников на гексы — явный реверанс в сторону классического варгейминга. Отныне на каждой клетке может расположиться только один юнит и это существенно меняет всю стратегию ведения боевых действий, а сами баталии теперь используют большие пространства, нежели в предыдущих частях. Впрочем, Civilization 5 создается не в недрах
Путешествуя по расчерченной на шестиугольники карте, вы будете постоянно натыкаться на независимые государства с довольно скудно развитой инфраструктурой. Эти поселения играют в Civilization V роль эдаких нейтральных NPC. С ними можно наладить дипломатические отношения или, например, стереть с лица земли за раздутые цены на драгоценные металлы. Но самое главное — правительство этих государств не прочь попросить у вас помощи, разумеется, в обмен на приличное вознаграждение. Моя Российская империя под предводительством перекошенной на аватарке Екатерины не раз спасала миниатюрное венгерское государство от кочевников и прочих степных бандитов. За успешное выполнение побочных квестов вы получаете не только материальное вознаграждение, но и лояльность со стороны спасенного/накормленного/защищенного государства. Самое главное, что наличие второстепенных империй, — которые, правда, никак не развиваются, — заметно очеловечивает происходящее на игровой карте и разбавляет привычный игровой ритм «Цивилизации».
И еще немного слов о дипломатии в Civilization V. За те несколько часов, что я провел за игрой, мне показалось, что лучше с компьютерным противником поддерживать мирные отношения — быстренько заключить пакт о ненападении, обменяться ресурсами по выгодному курсу, политическими сплетнями, наконец, — в общем, ни в коем случае не воевать. И не потому, что каждый из нас немного трус в глубине души, а в первую очередь из-за того, что разработчики серьезно поправили баланс непосредственно военных действий. Отныне за один набег высечь даже армию, намного уступающую по численности и огневой мощи собственной, вряд ли удастся. Даже отрезанные от научного и технического прогресса варвары, и те не сдадутся на милость победителя, только стоит вам подойти к воротам их поселения. Впрочем, перед нападением можно оценить свои шансы на успех, при помощи всплывающей подсказки прямо над вашей жертвой. Игра сама обсчитывает силу и мощь противников, — приблизительно, разумеется, — так что даже самые неопытные полководцы научатся разумной экспансии вражеских земель.
Чтобы развить мощную и сплоченную империю в Civilization V, придется просчитывать все свои действия буквально на два шага вперед. Минуя главное меню, вас уговорят принять первое важное решение в игре — выбрать нацию, над которой вы возьмете шефство. Всего в Civilization V представлено 18 народов и у каждого из них есть лидер с собственными уникальными бонусами. Положив глаз на американцев с их предводителем Джорджем Вашингтоном, ваш арсенал военных юнитов обогатится несколькими эксклюзивными экземплярами, а в нагрузку также получите незначительную скидку на золото. А восхитившись, например, харизмой Рамзеса II — вождя египтян — подневольный народ научится строить чудеса света на 20% быстрее. После того, как вы определитесь с лидером державы, следует разобраться с путем развития собственной цивилизации. Отличия от прошлых частей сериала — наличие политического древа империи.
В Civilization V существует 10 карточек, каждая из которых соответствует определенному политическому строю, а точнее, вектору, в котором будет развиваться ваша империя. Выбрав понравившуюся, игрок получает определенные бонусы, причем награды эти могут быть совершенно разные — от диковинных юнитов, до солидных бонусов к прокачке определенной ветви древа исследований. Например, если вам по душе демократическая модель, то вы без труда поднатореете в умасливании послов, воспитаете самый счастливый народ на свете и может когда-нибудь у вас родится свой Том Круз. Для тех же, кто с детства влюблен в свастику, знает наизусть устав немецкой НСДРП и мечтает в зрелом возрасте отрастить ухоженные усики — в Civilization V есть свой, милитаристский путь, с послушным к любым правительственным чудачествам народом, военным превосходством над остальными игроками и вполне осуществимой мечтой с досрочным выполнением плана «Барбаросса».
На определенном этапе игры вы должны будете выбрать политический путь развития собственной цивилизации. Противоположные по смыслу карточки, кстати, невозможно скомбинировать, поэтому в Civilization V — логично же! — нельзя сделать так, чтобы ваш народ одновременно жил, например, по демократическому и коммунистическому расписанию. Расстраивает также, что во время игры не позволяется сменить вашу политическую ориентацию. То есть, если вы вдруг захотите, устав от постоянных набегов компьютерного противника на ваши земли, послать ко всем чертям науку и заделаться эдаким Наполеоном, — ничего у вас не выйдет, в Civilization V проделать такую махинацию невозможно.
Напоследок хочу сказать, что многое в Civilization V изменилось, но сама суть игры осталась прежней. Мы все также путешествуем по древу исследований, ведем двуличную дипломатию, строим чудеса света и, в конце концов, превращаем собственную цивилизацию в самую могучую и величественную на планете, предмет зависти для соперников. У меня нет сомнений, что в финальной версии игры разработчики припасли для нас еще немало приятных сюрпризов — например, мне так и не удалось пощупать мультиплеер и провести поединок с реальным игроком. Но проверить мы это сможем только 21 сентября — в день релиза Civilization V. Ждать в любом случае осталось совсем недолго.