Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
161420_100001530033015_4997744_n

Плюсатор Dubitans 33

88

Ремейк мечты моей

Сделать сильный ремейк непросто. Наверно, индивидуальная магия оригинала не поддается тиражированию, если она на него не рассчитана изначально, как поп-артовые полотна Энди Уорхола. Вот Гас Ван Сент очень старался, покадрово воспроизводя «Психоз» Альфреда Хичкока, а все равно черно-белая версия триллера «саспенсирует» (от английского слова «саспенс» - напряжение) сильнее цветной. Филипп Киркоров тоже напел много разных ремейков… Но это опять не очень хороший пример. Хороший, образцовый, эталонный пример ремейка – это Super Mario 64 DS (дальше опознается по короткому SM64DS).

Новая схема

Как я уже говорил в рецензии на Crash Bandicoot, в 1996 году игра Super Mario 64 (сократим до SM64) поставила новые стандарты для трехмерных платформеров. Лекала, по которым отныне разработчики должны были лепить игры одного из старейших жанров, разительно отличались от двухмерной схемы. Во главе платформенного угла теперь стояли исследование окружающего мира, нелинейность прохождения и оригинальность заданий. Тогда простая пробежка слева направо услышала свое первое «извините, вы нам не подходите», а флагман жанра дал ясный крен в сторону сближения с action-adventure.

Ремейк мечты моей
Super Mario 64 DS​ - Ремейк мечты моейРемейк мечты моей

SM64 предлагала Марио исследовать огромный (по меркам времени) замок с прилегающими окрестностями. Как положено, где-то в башне оного сооружения томилась захваченная черепашьим боссом Баузером принцесса. В самом замке, кроме комнат, были развешаны картины-миры, в каждом из которых усатому герою нужно было собрать 7 звезд, выполняя разные задания. Задания простирались от простого «забраться на вершину холма» до «найти сто монет на уровне» или «отыскать секретную пещеру с боссом-гусеницей». Собранные звезды открывали новые двери замка, Марио поднимался все выше, по пути пару раз устраивая предварительную взбучку Королю Черепах, пока, наконец, не сходился с Баузером в финальной битве, после которой должен был остаться только один.

Ловкость ли это чьих то рук, фокус или просто мошенничество с тысячей-другой полигонов и камерой, но бегать по этому замку с картинами хотелось очень долго, вплоть до последней собранной звездочки, которых было всего аж сто двадцать штук. Хотя для победы над злом доставать все звезды с неба было необязательно - чтобы завершить игру хватало и шестидесяти. А в числе заимствовавших элементы у SM64 оказался оригинальный Tomb Raider, который на выходе называли «наш SM64, только с пушками».

Ремейк мечты моей
Super Mario 64 DS​ - Ремейк мечты моейРемейк мечты моей

Восемь лет спустя, в 2004м, вся эта схема была нежно встроена в два экрана Nintendo DS и дополнена новыми персонажами, звездами и заданиями. Вес нового контента оказался таков, что SM64DS - до сих пор лучший трехмерный платформер на консоли. Пройдемся же по добавкам.

Чувство свежести

Уже вступительная заставка задает тон. Если в оригинале в замок по приглашению Принцессы приходил один Марио, то теперь компанию ему составляют Луиджи и Варио. И все три брата разом пропадают в недрах королевской резиденции, так что поход к Пич оборачивается спасением целой четверки героев. И начинать его предстоит... динозаврику Йоши, прикорнувшему на крыше замка. Сам Марио появится восемь звездочек (примерно уровень-полтора) спустя, Луиджи присоединится на исходе первой трети приключения, а Варио - в начале второй половины. Герои отличаются не единым внешним видом, но своими характеристиками и способностями.

Ремейк мечты моей
Super Mario 64 DS​ - Ремейк мечты моейРемейк мечты моей

Марио - некая усредненная модель по уровню силы и скорости, долговязый Луиджи быстрее и слабее своего старшего брата: может прыгать выше и дальше, но не умеет исполнять тройной прыжок и прыжок от стены. Приземистый "качок" Варио не очень прыгуч, зато силен не в меру. Наконец, Йоши отличается от трех братьев длинным языком - и возможностью переваривать врагов в мощные снаряды - динозавровые яйца. Различия в арсенале персонажей приводят к еще одному изменению в позвоночнике игры.

Ремейк мечты моей
Super Mario 64 DS​ - Ремейк мечты моейРемейк мечты моей

Способы получения некоторых звезд изменились. Там, где раньше Марио должен был добираться до цели вплавь, теперь применяется прокачанный power-up'ом Железный Варио, ходящий по дну морскому аки по суху. А платформа, прежде достижимая лишь «трайпл-джампом» с разбега, в SM64DS открывает свои секреты для Луиджи, выполнившего высокий вертолетный прыжок из положения сидя. Так что заметную часть игры можно пройти по-другому. По идее, пурист во мне должен возмутиться такому "насилию" над оригиналом. Но вот странность, этого не происходит, а из ощущений остается только чувство свежести от обновленной игры.

На четверть больше

Возможно, так происходит оттого, что количество звезд, запрятанных в каменной крепости, увеличилось на 25 % и достигло 150ти - уже по восемь на каждый из 15 больших уровней и еще 30, запрятанных в самом замке. Кроме того, что игра стала на четверть больше в количественном плане, появились и приобретения качественные. Прежде всего, обновленный дизайн. Все - и Марио сотоварищи, и набор Гумб, Купа-Труперов и гусениц-Вигглеров, и даже сам Большой Б. выглядят иначе, чем в старом SM64. И, несмотря на то, что NDS, в отличие от N64, не поддерживает сглаживания текстур, новый облик персонажей гораздо приятнее старого (что само по себе удивительно).

Получается сие обыкновенное чудо благодаря заметно возросшему количеству полигонов на одну модель. Легче всего прослеживаются изменения на главном герое и его вечном антагонисте. Комичный Марио 1996 года приобрел некоторую супегеройскую стать и смотрится на порядок солиднее, чем даже в Super Mario Sunshine. Злодей же, в оригинальной игре казавшийся неваляшкой, стал внушителен, как статуя Ленина на центральной площади захолустного городка. Про интерьер и его размеры можно только восхищенно охать - таких больших и красивых платформеров на Nintendo DS просто нет. Если хотите, это местный Super Mario Galaxy, по идейной и изобразительной части. С поправкой на относительную вторичность, конечно.

Ремейк мечты моей
Super Mario 64 DS​ - Ремейк мечты моейРемейк мечты моей

Из всех нововведений отторжение вызывает только одно, и то ненадолго. Управление. На N64 контроль за передвижением поручен был аналоговому стику, обеспечивая максимальную отточенность действий водопроводчика в умелых геймерских руках. У DS стика попросту нет. Чтобы компенсировать это упущение, введен режим управления с помощью сенсорного экрана. Без обиняков говоря, он неудачен чуть более чем полностью.

Никакой отдачи, стилус абсолютно не приспособлен к адекватным быстрым действиям игрока и норовит вывалиться из рук, а специальный "напалечник", делающий такое управление более-менее привыкабельным, есть в комплекте только со старой, толстой DS. К счастью, имеется возможность руководить действиями героев целиком с помощью кнопок. Вариант тоже не идеальный, например, потому, что для бега постоянно приходится зажимать кнопку Х, но тем не менее достаточно удобный, чтобы не мешать продвигаться по игре.

И целого замка мало

В противовес трудностям управления на сенсорный экран консоли помещена мини-карта, очень сильно облегчающая навигацию по уровням. Учитывая, что большинство заданий связаны с поиском и исследованием окружающей обстановки, помощь действительно неоценимая. Хотя гадкий пурист во мне должен кричать о «казуализации», глядя на мини-карту, он только улыбается, и смотрит, где там следующая монетка для сбора.

Ремейк мечты моей
Super Mario 64 DS​ - Ремейк мечты моейРемейк мечты моей

Но больше смотришь все-таки на верхний экран. Уровни, ждущие героев там, практически не претерпели изменений за 8 лет. Можно сказать, что их проектировка выполнена гениальным архитектором и настолько удачна, что до сих пор может считаться эталоном геймдизайна на ограниченном картриджном пространстве. Конечно, некоторые из миров эксплуатируют стандартный для платформеров ассоциативный ряд: Мир Льда, Мир Огня, Египет и проч, но едва ли это застой в умах Nintendo.

Наоборот, привычное окружение позволяет лучше втянуться в такие бесподобные локации, как затопленный город, в котором вся навигация построена на уровне воды, изменяемом вручную. Или феерический «Большой-Маленький Остров», где Марио примеряет шкуру Гулливера, и после посещения водопроводной трубы становится то гигантом, легко топчущим карликовых гумб, то лилипутом, вынужденным уворачиваться от циклопических плотоядных рыб. В подобные места хочется возвращаться даже когда собраны все звезды – чтобы насладиться отточенной планировкой и шикарным интерьером.

Ремейк мечты моей
Super Mario 64 DS​ - Ремейк мечты моейРемейк мечты моей

Те же, кому и целого замка мало, могут заняться мини-играми или мультиплеерными развлечениями. В многопользовательском режиме доступны несколько небольших по размеру локаций, на которых можно вчетвером (по числу персонажей) побегать, попрыгать, поохотиться за звездами. Если есть пара друзей с DS – забавный вариант. Кстати, изначально SM64DS называлась Super Mario 64 x 4 и опиралась именно на концепцию совместной игры. Варио, Луиджи и Йоши перекочевали в сюжетный режим уже на более поздних стадиях разработки.

Mini-games – штука еще более зверская. Они, удивительный случай, удачно встроены в основное повествование. Дело в том, что по сюжету игры герои встречают целый выводок кроликов, каждый из которых, будучи пойманным, охотно обменяет свою свободу на ключ от мини-игры. Вроде бы вторичность, сайд-квест, пустячки, оправдание тачскрина, серия из двадцати-тридцати простеньких пятиминуток. Но среди всего этого незаметно проходит куча интересного времени.

Ремейк мечты моей
Super Mario 64 DS​ - Ремейк мечты моейРемейк мечты моей

Как не сыграть в Луиджи-покер? Как не потыкать полчаса стилусом в экран, находя среди перемещающихся по экрану рожиц одну, правильную? Как не запустить Варио-пинбол, совмещенный со слот-машиной? Как не погадать на ромашке с Йоши? Я не знаю, как можно вообще упускать такой сборник мини-игр, на который впору писать отдельную рецензию с общей оценкой в районе "8 баллов" (и который всяко лучше половины подобных сборников, выходящих на DS). А тут этакое богатство достается просто так, в довесок, от щедрот нинтендовских. Что только говорит о высоте общего уровня.

Выбор пуриста

Обычно в условиях выбора между оригиналом и ремейком предпочтение мое уходит к бывшему первым. Будь это выбор из Blue Monday от New Order или от ORGY. Или метания между старым и новым "Нападением на полицейский участок". Но в ситуации с двумя вариантами SM64 все как раз наоборот. Дизайн 2004го года куда приятнее прежнего, а одно только добавление целых двух супербратьев (и полутораметровой ящерицы) в игру открывает возможность чуть ли не альтернативного прохождения. Мелкие недостатки управления на фоне такой качественной ретуши выглядят вполне справедливой платой за возможность приобщиться к одной из гениальнейших игр всех времен на современной консоли. Так что SM64DS пройдена мной уже два с половиной раза. Чего и вам желаю.

Ремейк мечты моей
Super Mario 64 DS​ - Ремейк мечты моейРемейк мечты моей

PS Для самых же придирчивых товарищей, не желающих знать всяких братьев с динозаврами, напомню, что обычная SM64 есть на Wii... и эмуляторе Nintendo 64.

88
Интересное на Gamer.ru

20 комментариев к «Ремейк мечты моей»

    Загружается
Чат