Втихую заглядывать в чужой карман ― вот чем в последнее время занимается интернет-бизнес любого толка. Хотя, производители софта еще не нашли актуальных путей распространять свою продукцию бесплатно, но в то же время прилично зарабатывать. А вот производители компьютерных игр уже не только вспахали поле, но и густо засеяли его побегами грабительского и не очень free2play.
С одной стороны приятно попробовать новую игрушку не вкладывая в нее ни одного рубля реальных денег. Однако одна гаденькая мысль не дает покоя: сколько придется платить потом? И она абсолютно закономерна, ведь уже не первый и даже не второй раз недобросовестные девелоперы готовы прикрутить к своей игре столько платных сервисов и свистелок, что только и успевай отсчитывать купюры. При этом руки продавца остаются идеально чистыми, потому что он предупреждает всех и сразу, что платить придется. Только скромно умалчивает, сколько и как часто.
Самое плохое, что в зависимости от жанра игры момент начала «денежной дойки» определить сложно. В бесплатных онлайновых шутерах можно с первой минуты выяснить что-почем, просто проверив игровой магазин с доступными в нем предметами. Обычно это оружие и броня, характеристики бесплатных и платных версий которых можно сравнить. В мобильных казуалках все еще проще ― уровни, шкурки для главного героя и дополнительные режимы. А вот в больших сложных MMORPG с огромным количеством контента все куда как запутанней.
Разные режимы прокачки и типы повреждений, тонны железок, которые можно на себя нацепить, а также столько разновидностей оружия, что им незазорно снарядить небольшую армию… Все это требует даже не недель, а месяцев скрупулезного изучения и тестирования «на кошках». Пока голова кипит от обилия цифр и игровых правил, внутриигровой магазин тихонечко ждет в уголке. И вот игрок осваивается, обзаводится друзьями, добывает экипировку и вступает в гильдию. Пришло время показать зубки монетизации! Ведь пользователь уже привязался к персонажу, новым друзьям, хочет продолжить приключения, в конце концов. Конечно же, он выделит сотню-другую на свои развлечения. Ему просто вынудят это сделать.
Разница между дурно пахнущей монетизацией и добросовестным заработком познается в цифрах. Конечно, стоит учитывать, что содержание оборудование и специалистов требует денег. Однако эти расходы сложно сравнить с аналогичными, например, у консольного подразделения Microsoft. Поэтому ничто лучше беспристрастных цифр не продемонстрирует, кто привык оттопыривать чужой карман шире.
Например, «Идеальный мир», распахивающий свои объятия русским игрокам уже не первый год, привычно говорит о бесплатности. Пропустим вводную часть, когда уровни персонажа только растут, а привязанность к игре еще слабая, и перейдем сразу к высокоуровневым покупкам.
Кому с руки стаптывать сапоги на идеальных дорогах не менее безупречного мира? Значит, стоит обзавестись ездовым животным! Игровой магазин предлагает маунтов за сумму от 19 до 129 золотых. Можно подумать, что цены вполне себе демократичные, вот только не стоит забывать о курсе перевода настоящих рублей в виртуальную валюту. Проведя нехитрые подсчеты получается, что за самую дорогую животинку придется положить на стол 1728,6 российского рубля.
Конверсия реальной валюты во внутриигровую зависит от игрового сервера и способа оплаты, а сами цифры множителей сокрыты под завесой тайны, потому что от простого смертного (т.е. игрока) показатели эти спрятаны за встроенным калькулятором. Кстати, воспользовавшись им можно выяснить, что один из самых бюджетным способов, это купить 1 золотой за 13,4 рубля.
Для сравнения, в более новой игре от того же разработчика ― Forsaken World ― премиум-маунт стоит в 3,2 (!) раза дешевле, что в пересчете составляет 530 рублей. Кататься с ветерком разумно или расточительно, конечно, решать только игрокам. Хотя в чью сторону склоняется чаша весов, думаю, очевидно каждому.
Допустим, покупка средства передвижения даже в виртуальном мире считается значимым событием, но уж походы по магазинам за обновками должны быть вещами вполне обыденными. И действительно: в «Идеальном мире» прилавки внутриигрового магазина ломятся от курточек, ботинок, а также аксессуаров для местных модников и модниц. Опять же, на первый взгляд, цены на них тоже земные и в среднем вертятся вокруг цифры в 9 золотых. Но мы-то знаем, что нужно помножить эту невинную сумму еще на три знака, разделенных запятой. В результате получаем, что за какую-нибудь «Куртку авантюриста» придется заплатить 120,6 российского рубля.
В уже упомянутом Forsaken World аналогичные жакеты стоят всего 104 рубля. При этом сумма фиксирована на всю одежду этого типа, а значит, что «Жакет Шамана» и «Камзол герцога» обойдутся во столько же. Тогда как в «Идеальном мире» подобного правила нет, а значит «Пиджак любви» будет стоить не 120,6 рубля, как и «Куртка авантюриста», а уже 187,6 рубля. Видимо, в мире без изъяна за любовь принято платить.
Вот так манипулируя цифрами и добавляя единички с ноликами, настоящие кудесники монетизации заставляют честно заработанные деньги левитировать из одного кошелька в совсем в другой. И вроде все честно, и даже без обмана. Но очень досадно, когда устаревший проект, который практически исчерпал свой игровой ресурс, дерет втридорога с пользователей, особенно в ситуации, когда его полный сил преемник ограничивается демократичными расценками.