Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Ladies-of-london

Prime Evil Kitty_Venom 65

154

Потерянная "Цивилизация"

Сразу оговорюсь, я этим постом ни на что не претендую. Не так давно я сделала себе подарок на просто так и купила пятую "Циву", а к ней - полное собрание третьей части. С этими сокровищами я полезла в свой игрошкаф и нашла там столь любимую мной двушку, с которой все для меня началось.

Считайте этот пост постом ностальгии, когда "маленькие пушистые зверьки с Альдебарана были маленькими пушистыми зверьками с Альдебарана" (с).

Потерянная "Цивилизация"
Civilization II - Потерянная "Цивилизация"Потерянная "Цивилизация"

По морям, по волнам второй части..

Давным-давно, в эпоху динозавров, когда игры делали на коленках, а локализовывали под флагом Веселого Роджера, мне свезло заполучить в свои закрома первый «пень», а к нему – целый ворох игрушек. Игрушки хранились в покоцанных CD-боксах с невнятными описаниями системных требований и убогим оформлением. На каждой был ядовито-кислотный желтый ценник с накаляканной от руки стоимостью – «10 рублей», как сейчас помню. Мне тогда было лет 12 – самое время начать стратегически развивать мозг и сопредельные территории. Геройски победив египтян и кельтов сто рах подряд мирными индусами под руководством Чандры и наклепав в джунглях Индостана сотню же статуй танцующего Шивы, я закончила свое знакомство с «Rise and Rule of Ancient Empires» (кстати, моя первая игра на CD!) и начала искать следующую жертву. Таковой оказалась «Sid Meier’s Civilization II».

У меня до сих пор хранится этот диск, ярко-оранжевый, в треснувшем боксе, царапанный, но такой родной. Сколько вечеров после уроков было положено на алтарь процветания маленькой компьютерной державы, сколько битв было проведено на границах империи.. в общем, я долго пропадала во второй «Циве» и даже после релиза трешки иногда поигрывала в ее предшественницу. Надо сказать, там было, во что поиграть, даже если страшноватые, по нынешним меркам, картинки говорят вам об обратном. Я, к сожалению, не играла в первую часть незабвенной серии и сравнивать с ней двушку не буду. Однако многие отмечают, что «Цивилизация II» значительно похорошела и прибавила, пусть и понемногу, во всех отношениях: от интерфейса городов до дипломатических операций. Но обо всем по порядку.

Потерянная "Цивилизация"
Civilization II - Потерянная "Цивилизация"Потерянная "Цивилизация"

Вот так выглядели постройки. Мемфис превращается в настоящий город.

Игра вышла из кузниц «Microprose» в 1996 году, и если на западе до нее добрались полки Наполеонов и Клеопатр, то отечественный геймер в большинстве своем посмотрел на нее, как Кутузов на Париж: одним глазком, да и то издалека. Большинство моих знакомых на вопрос «А играли ли вы во вторую «Циву»?» отвечают, что подобные архаизмы бодро прошагали мимо них, а прельститься сейчас этой игрой может разве что отчаянный геронтофил. Так что мне очень повезло заполучить сто лет назад ярко-оранжевый диск. Игра, кстати, без него не запускалась, причем, как вы сами понимаете, никаких «отучалок» от CD в те времена не было. Так что мальчишки, которым я без умолку трещала о коварных греках, укравших у меня железнодорожные пути протяженностью в экран, могли только воображать, как это было. Но.. возвращаемся к баранам. Я не планирую здесь рассказывать о всех деталях игрового процесса, скорее упомяну о некоторых вкусных, на мой взгляд, деталях.

Собственно, заставка игры. Простая по нынешним меркам, но такая родная и знакомая...

После бодренькой заставки (кстати, характерной: в короткий ролик предсказуемо упаковали некоторые научные достижения в хронологическом порядке) вы попадали в меню, где могли выбрать условия, в которых надлежало расти вашей маленькой цивилизации и ее конкурентам. То бишь совершить до боли знакомые манипуляции, разве что выбор начальных условий был скромнее, чем в последующих частях. Наций было 21 штука, и помимо классических китайцев-американцев-персов там были, скажем, нетипичные викинги. К слову, в моей очень пиратской версии одной из наций были (честное слово!) хоббиты, и игрок мог сыграть за Бильбо или Лучиэнь, построив Хоббитон, Минас-Тирит и Валинор и заполучив редкий ресурс мифрил. Судя по тому, что ни один из сайтов по «Цивилизации» не говорит ни о каких хоббитах и мифрилах, могу сделать вывод, что кто-то из моих цивильных пиратов до чертиков любил дядю Толкиена.

Как и положено, начинали вы стартовым поселенцем, иногда – парочкой, с саперными лопатками, которым предстояло этими лопатками прокопать дорогу в светлое будущее. Как и положено, поначалу вы были счастливым обладателем крошечного поселения, которое могли затоптать как воинственные соседи, так и ненароком вылупившиеся варвары. Базовые элементы приусадебного хозяйства, которыми нас радовала вторая часть, никуда не менялись и потом: вы все так же могли проводить ирригацию, строить дороги, копать шахты. Воинская застава, второй поселенец, еще городок, дорога между ними, еще воины и еще поселенцы – и вот уже ваша держава, щурясь в лучах солнца, пытается совершать первые шаги. Соорудив парочку городских зданий в пяти-шести городах, кто-то сразу начинает постройку чудес света – и тут игроков ждала вкусность. Каждое из чудес (а их было 28: по 7 на каждую из четырех эпох) сопровождалось в конце постройки симпатичным роликом, показывающим это самое чудо во всей красе и рассказывающим о том, какими эффектами оно обладает. Каюсь, за счет роликов я всегда все силы бросала на постройку чудес, зачастую игнорируя армию и флот, но оно того стоило: ролики при всей их незатейливости обладали особым очарованием.

Мой любимый ролик - про Висячие Сады [The Hanging Gardens], однако про Мастерскую Леонардо да Винчи [Leonardo's Workshop] (ниже) тоже очень хорош. Вообще советую полистать на YouTube канал пользователя и поизучать другие чудеса.
Еще одной любопытной опцией игрового процесса был сенат. Но не абы какой, а анимированный. Это значит, что с вашими пятью советниками вы могли общаться посредством роликов. Советников было пятеро: военный, научный, торговый, внутренних и иностранных дел. На каждый случай жизни у них был припасен свой видео-ответ, который они с радостью демонстрировали. Хотя все советники были колоритными, в глаза сразу бросался советник-милитарист: это был огромный лысый бородатый дядька, которому война – самое милое дело. К примеру, если в Средние века вы вдруг ввязывались в вооруженный конфликт, ваш военный советник, радостно размахивая пивным кубком и распевая песни, проходил мимо камеры, не преминув вас поблагодарить за такой праздник души. Еще довольно забавным был министр внутренних дел: если я правильно помню, он все время, независимо от эпохи, щеголял очками, а в эпоху современности выглядел вообще а-ля Элвис Пресли.
Отматываем на 41-ую секунду.. и наслаждаемся 8 секундами нерафинированного удовольствия. Вообще советую понаблюдать за всеми министрами. Они все очень милые: научный советник готов убить за пробирку, а мадам-дипломат - так вообще Темный Лорд в юбке ("Давайте мы с ними подружимся, а потом зохватим!"), но военный советник и советник внутренних дел - определенно вне конкуренции.
На мой взгляд, третья «Цивилизация», отказавшись от анимированного сената, много потеряла: советники вносили в игру свою нотку непосредственности и юмора. Например, если вы большую часть времени предпочитали строить коммунизм и гнать науку вперед, дядька-милитарист сурово смотрел на вас из своего советнического экрана и ругался, что нация размякла и ей не повредит встряска. Впрочем, сенат не раз и не два мог подбросить вам неприятный сюрприз: не одними же радостями жить! Воюете вы, бывает, с соседом, от которого уже остались рожки да ножки, и лишь пара утлых городков остается до полного разгрома, как вдруг из-за угла ваш «добрый» сенат за вашей спиной подписывает мирный договор! Это, мол, редкие китайцы, они оказались из-за вас на грани вымирания, и мы не дадим их окончательно добить! Китайцы, впрочем, через пару ходов все-таки отправляются в Лету, когда вы, стянув к границам войска, нарушаете договор и расправляетесь с династией Минь, пока те маленькие. Но, сами понимаете, на вашей репутации это сказывается далеко не лучшим образом.

В отсутствие культуры (в «Цивилизации II» все нации, несмотря на полки библиотек, культурой, видимо, не обладали, увы.. были начитанные, но некультурные) возможностей захвата территории было меньше. Либо внаглую отсечь у соседа вкусный город топором войны, либо же, изрядно раскошелившись, вызвать в городе беспорядки и переманить правительство на свою сторону. Кстати, помню любопытный момент в одной из кампаний. Мои войска дотопали до вражеской столицы и с наскока (или перепуга) ее взяли. Оставшись без столицы, вражеское государство.. развалилось пополам, образовав две новых страны со своими столицами. Прямо Верхние и Нижние Васюки, не иначе. Кстати, о войне. Вернее, о войсках: во второй части вы не могли провести свой отряд (разве что торговый или дипломатический) мимо отряда врага: игра запрещала такое перемещение, и правильно поставленный отряд мог контролировать территорию ничуть не хуже целой толпы танков или гаубиц. Кстати, любопытной деталью второй части была партизанская война. Если у вас имелась соответствующая технология, а ваш город внезапно захватывал враг, ему можно было посочувствовать: в каждую свободную клетку вокруг города выскакивал (из кустов, не иначе) отряд партизан. Наслаждайтесь, господа захватчики!

Потерянная "Цивилизация"
Civilization II - Потерянная "Цивилизация"Потерянная "Цивилизация"

Вот на таких рогаликах летали в космос во времена второй "Цивы".

С мирными делами тоже, впрочем, все было непросто. Строю я как-то железную дорогу, а сидящие в каменном веке викинги возьми – и построй город прямо в центре торговых (железнодорожных) путей! Да еще и питекантропов-копейщиков туда понатыкали. Ни проехать, ни пройти, ни культурой отобрать, о специфике движения мимо вражеских войск я уже упоминала. Пришлось тапком гнать викингов с дороги и сносить их городок по самый фундамент. Викинги, к слову, были в союзе с не менее чахлыми персами, и они из своего каменного века пытались мне устроить локальное падение метеорита. Затея, конечно, с треском провалилась, но на фоне затяжной войны с не в меру агрессивными греками потрепала мне нервы.

Зато имея в загашнике войско примитивных копейщиков, можно было бросить все силы и деньги на Мастерскую Леонардо. Механика второй части позволяла улучшать все (!!!) войска до их продвинутых аналогов автоматически, сразу после постройки чуда света. Так что пока ваши враги не знали, куда девать простеньких воинов в набедренных повязках, вы сразу получали вместо них стрелков с ружьями наперевес. Это, правда, не всегда спасало, и казусы из разряда «римская фаланга затаптывает насмерть танковую колонну» продолжали вносить сумятицу в, казалось бы, прогнозируемый исход войны. Мы с сестрой, к слову, как-то пытались себе представить это зрелище. Несмотря на фантазию, сломались минут через 15 и ушли смотреть тронный зал.

Потерянная "Цивилизация"
Civilization II - Потерянная "Цивилизация"Потерянная "Цивилизация"

Тронный зал. Так он выглядит в конце, отремонтированный на деньги честных налогоплательщиков.

Кстати, о нем. Если в третьей части игры вы любовно высаживали цветники по периметру вашего дворца, во второй «Цивилизации» вам предстояло продумать внутреннее убранство тронного зала. И если поначалу основным элементом декора являлись медвежьи шкуры, а троном был простой деревянный стул, то потом у вас появлялась возможность устроиться в резном кресле на фоне дорогущих портьер. Надо было всего лишь радовать народ чудесами света, постройками и победами. Да и Золотой век всегда помогал в ремонте (а, зачастую, и евроремонте) тронного зала. Построили, скажем, Висячие сады - люди отозвались восторженным "Уи-и-и-и-и-и!", а вы можете поставить хрустальную вазу рядышком с троном. Все по-честному.

В общем, много всего было доброго и стратегически хорошего. Об этой игре я могу говорить, наверно, часами, только, боюсь, ни у вас, ни у меня не будет столько свободного времени. В любом случае, победив злобных соседей в военной гонке, космическом состязании (да-да, на той баранке выше можно было аж до Альфа Центавры долететь!) или просто обогнав всех по очкам на 2020 год, я с огромным удовольствием кладу эту игрушку на полку, никогда по-настоящему с ней не расставаясь. Да, она старая и простая, по нынешним меркам, зато динамичная. И уж про нее-то точно не сработает шуточка:

- А когда Сид Мейер будет делать "Цивилизацию V"?

- Ну, через полгода, когда закончит игровую сессию в четвертой части..

Все гениальное просто. Для меня вторая "Цивилизация" остается именно такой игрой. Благодарю за внимание.

154
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

8 комментариев к «Потерянная "Цивилизация"»

    Загружается
Чат